0 товаров
0 Р

Быть вместе: как оборудовать комфортную инклюзивную среду в среднем образовательном учреждении

27.04.2021

Вопрос об инклюзивном образовании – когда инвалидам и людям с ограниченными возможностями открыт доступ в обычные учебные заведения – становится все актуальнее с каждым годом. Еще в 2011-м в стране начала действовать программа «Доступная среда», направленная на создание благоприятных условий для посещения различных социальных объектов, в том числе, школ. Но до полного охвата, конечно, еще далеко.

Что же сегодня можно сделать для того, чтобы организовать в образовательном учреждении комфортную инклюзивную среду? Давайте разбираться.

Начинаем со входа

Самым первым препятствием для учащихся с ограничениями по здоровью является входная группа. Чтобы в школу могли попасть ученики, передвигающиеся на колясках, на входе следует установить пандус. Он может быть стационарным, если для его установки достаточно места, или откидным. Большим подспорьем для этой категории школьников станет также система автоматического открывания дверей, которая состоит из доводчика и блока управления. Последний может быть в виде датчика движения или кнопки на стене.

Для слабовидящих обустройство входа должно быть следующим:

  • первая и последняя ступеньки выкрашены яркой контрастной краской;
  • входная дверь также оформлена контрастно;
  • с двух сторон лестницы установлены перила – на высоте 90, 70 и 50 см (чтобы удобно было подниматься обучающимся разных возрастных групп).
На фото – перила на лестнице как часть оборудования для создания инклюзивной среды в школе

Перила предпочтительнее круглого сечения и с закругленным окончанием

Идем по зданию

Внутри образовательного учреждения тоже понадобится специальное оснащение для комфортного передвижения и ориентации школьников, имеющих ограничения по здоровью. Для детей на колясках необходимы подъемники, позволяющие перемещаться по лестнице, ведь школы, как правило, имеют больше одного этажа. Это оборудование может быть стационарным, но его устанавливают лишь в новостройках, предусматривающих такую возможность. В давно функционирующих зданиях следует использовать мобильные варианты.

Для школьников со сниженным зрением необходимы:

  • перила вдоль стен, которые позволят не потерять направление движения;
  • мнемосхемы и тактильные знаки у выходов на лестницы, в переходах и на дверях кабинетов, чтобы ученики могли понять, куда они попали;
  • звуковые маяки с записанной информацией – особенно востребованы на территории начальных классов, ведь там дети зачастую еще не владеют тактильным алфавитом.
На фото – напольное покрытие разной фактуры как часть инклюзивной среды в образовательном учреждении

Напольное покрытие разной фактуры помогает слабовидящим школьникам двигаться в нужном направлении

Сидим в классе

Для школьника на инвалидной коляске или слабовидящего следует подготовить в классе отдельное учебное место. Для первого – потому что ему требуется много пространства для маневра, для второго – поскольку он нуждается в особых приспособлениях. В частности, ему необходим дополнительный источник освещения, а также электронный видеоувеличитель – прибор, позволяющий рассмотреть и текст, и рисунки, и наглядные пособия.

Пол вокруг такого учебного места рекомендуют отделать рельефным покрытием: колясочнику это позволит спокойно разворачиваться без проскальзывания, а слабовидящему ученику – быстрее находить свою парту.

Что касается школьников с проблемами слуха, то для них в учебном кабинете должно быть предусмотрено особое оборудование – индукционные или FM-системы для слабослышащих. Они дают возможность таким учащимся уловить, что говорит учитель, даже при наличии посторонних шумов. Некоторые модели позволяют еще и записывать речь, а потом воспроизводить ее для повторного прослушивания.

Посещаем спортзал

Физические упражнения для людей с ОВЗ очень важны: если не в порядке какая-то функция или орган, организм все равно нуждается в посильных нагрузках. Поэтому спортзал стоит оборудовать подходящим снаряжением. К нему относятся тренажеры, на которых можно заниматься в инвалидной коляске, и спортивный инвентарь (мячи, кегли, летающие тарелки и пр.) со звуковыми сигналами и яркой маркировкой.

Разнообразное оборудование для учеников с ОВЗ и инвалидностью можно купить в центре «Ректор». Все товары здесь выполнены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, изготовлены из безопасных для здоровья материалов. А значит, помогут создать действительно дружественную среду для инклюзивного обучения.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!