Что надо знать заказчику о положении о закупках в образовательном учреждении
Если учреждение образования имеет регулярный источник финансирования помимо бюджета, есть смысл задуматься о закупках по правилам 223-ФЗ. Одно из важнейших условий его применения — разработка и публикация в ЕИС собственного положения о закупке. Разбираемся, что это за документ и что о нем нужно знать заказчику.

Условия применения 223-ФЗ в закупках для образовательных учреждений
Случаи и условия применения Закона 223-ФЗ бюджетными учреждениями образования определяет ст. 15 44-ФЗ. Основных условий три:
- Наличие внебюджетного источника финансирования. В школах, детских садах, учреждениях профессионально-технического и высшего образования к таким источникам относятся:
- всевозможные благотворительные взносы, пожертвования, гранты, поступившие на казначейский счет учреждения на законных основаниях;
- средства, полученные в дар, по завещанию;
- оплата за предоставление образовательных услуг или услуг по уходу за детьми (родительская оплата в детских садах);
- другие самостоятельно заработанные средства (за сдачу имущества в аренду, оказание услуг населению вне сферы образования) и др.
- Наличие собственного положения о закупке, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями, установленными ч. 2 и ч. 3 ст. 2 223-ФЗ.
- Публикация документа в ЕИС до начала года, то есть до 1 января. Только в этом случае учреждение может закупать по нему в текущем году. Если положение разместили хотя бы на день позже, воспользоваться им можно будет только со следующего года.
Типовое положение о закупке
Перед разработкой внутреннего положения о закупке заказчик должен посмотреть, нет ли типового документа, которым он обязан руководствоваться.
Существует два варианта типовых положений о закупке: отраслевые и территориальные. К первым относится документ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 275 от 30.03.2022, но он обязателен только для вузов. Общеобразовательные школы могут брать его за основу, но не обязаны. Типовые положения о закупке вправе разрабатывать и муниципальные органы власти. Они могут касаться как всех подведомственных учреждений, так и отдельно департамента (управления) образования.
Если типовой документ есть, из него заказчик обязан перенести в свое положение без изменений:
- порядок подготовки и проведения торгов;
- способы закупки и условия, при которых они могут применяться;
- срок, в течение которого должен быть заключен контракт с победителем закупки;
- особенности участия в госзакупке СМСП.
В региональных типовых положениях, помимо общих требований, разработчик перечисляет все подведомственные учреждения, которые обязаны им руководствоваться.
Типовое положение размещается в ЕИС. Если разработчик внес в него изменения, соответствующую корректировку своих положений выполняют и бюджетные учреждения (п. 2.7 ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). Срок для внесения изменений устанавливает разработчик, но не меньше 15 рабочих дней с момента публикации обновлений.
Если типового документа, на который можно опираться, нет, заказчик при подготовке внутреннего положения руководствуется требованиями 223-ФЗ. Школы могут брать за основу и типовое положение для вузов, но адаптировать его под свои потребности.
Примерная структура и содержание положения о закупке
Рассмотрим примерную структуру положения о закупке, отталкиваясь от типовых наработок.
1. Общие положения
В этом разделе указывают, закупочную деятельность какого учреждения регламентирует положение, на основе каких правовых документов оно составлено, с какой целью принято, каков порядок внесения в него дополнений и изменений. Если нужно, дают определение используемых терминов или оговаривают, что они используются в определениях 223-ФЗ.
2. Планирование и информационное обеспечение закупки
Здесь разработчик расписывает порядок планирования закупок по 223-ФЗ, условия и сроки утверждения плана, внесения в него изменений, а также порядок размещения в ЕИС плана, анонса о предстоящей процедуре, извещения о закупке. В соответствии с ч. 2 ст. 4 223-ФЗ план закупок составляется не менее чем на год.
3. Требования к определению и обоснованию НМЦК
Согласно ч. 2 ст. 2 223-ФЗ заказчик прописывает, как формируется цена контракта в конкурентных торгах и в закупках у единственного поставщика. Оговаривает, какие методы используются при определении максимальной цены закупки, расписывает формулу расчета стоимости единицы ТРУ.
4. Требования национального режима
Устанавливают приоритет отечественных товаров и указывают правовую базу для применения нацрежима.
5. Способы отбора поставщиков в конкурентных и неконкурентных процедурах и условия для применения того или иного способа
При выборе способа закупки у заказчика по 223-ФЗ больше возможностей, чем по 44-ФЗ. Так, при любом размере НМЦК он может объявлять конкурс, не придерживаться аукционного перечня, обязательного для торгов по 44-ФЗ, самостоятельно устанавливать предельный размер для запроса котировок, использовать такой способ закупки, как запрос предложений, отмененный для 44-ФЗ.
В положении для каждой процедуры детализируют условия и порядок ее применения. Отдельно указывают перечень оснований для закупки у единственного поставщика и алгоритм заключения с ним договора (ст. 3.6 223-ФЗ).
6. Требования к участникам закупки
Важная часть положения, позволяющая изначально отсеять неблагонадежных поставщиков. В отличие от 44-ФЗ, где все требования к потенциальным участникам прописаны в законе, нормы 223-ФЗ дают заказчику больше самостоятельности. В том числе он может выставлять к поставщикам требования, запрещенные 44-ФЗ. Например, подтверждать наличие собственной материально-технической базы, квалифицированных специалистов, опыт аналогичных поставок и т. п.
7. Особенности конкурентной закупки ТРУ у представителей малого и среднего бизнеса
Заказчик устанавливает в положении минимальный годовой объем закупок у СМСП, указывает, кто относится к данной категории поставщиков, условия, при которых он обязан у них закупаться, и основания, когда вправе это делать.
8. Требования к извещению и документации о закупке
Сведения, которые должны быть в извещении о закупке, перечень прилагаемых документов и информации в них формируются на основе ч. 9 и ч. 10 ст. 4 223-ФЗ. Этот перечень не является закрытым. Заказчик может включать в положение дополнительные требования, если они не противоречат гражданскому законодательству.
9. Порядок и критерии оценки заявок и окончательных предложений участников закупки.
Как и в 44-ФЗ, важным критерием в оценке заявок выступает цена, но она не играет определяющей роли. В определении победителя по 223-ФЗ многое зависит от соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям. Часто побеждает не тот, кто поставил меньшую цену, а тот, кто обладает большим опытом, зарекомендовал себя как надежный партнер, документально подтвердил, что его товар качественнее.
10. Порядок осуществления конкурентной закупки
По каждой процедуре, оговоренной заказчиком в разделе «Способы отбора поставщика», расписывают алгоритм ее осуществления со сроками публикации извещения, подачи заявок, направления запроса о даче разъяснений, внесения изменений, отмены торгов.
11. Определение победителя, заключение и исполнение контракта
Заказчик устанавливает сроки для подписания контракта, размер его обеспечения, основания, позволяющие считать, что победитель уклоняется от подписания контракта, действия заказчика на случай, если договор с победителем не подписан. Заключенные по 223-ФЗ договоры вносят в единый реестр ЕИС.
Положение о закупке может содержать и другие важные аспекты. Главное, чтобы они не противоречили гражданскому законодательству и самому Закону 223-ФЗ.
Есть и еще один важный момент, который должен знать заказчик. Утвержденное и опубликованное в ЕИС положение о закупке становится для него законом. Он не может применять в отношении участников торгов дополнительные требования, которые не прописаны, как и не исполнять то, что установил сам. Это чревато отменой проведенных торгов и административными штрафами.
Утверждение и размещение положения ЕИС
В соответствии с ч. 3 ст. 2 223-ФЗ разработанное заказчиком положение о закупке утверждает вышестоящий орган управления. Для образовательных заведений это учредитель в лице государственного органа или муниципальной администрации.
После утверждения его размещают в ЕИС в течение 15 дней и начинают использовать в работе с 1 января года, следующего за годом публикации. К примеру, если положение опубликуют в октябре 2023 года, то закупать по нему можно с 1 января 2024 года.
Внесение изменений в положение о закупке
Могут возникнуть разные основания для корректировки положения о закупках:
- вышестоящий орган (учредитель) изменил типовое положение;
- внесли изменения в закупочное законодательство и положение нужно привести в соответствие;
- изменились потребности заказчика и т. п.
Поправки к существующему положению или его новую редакцию подписывает руководитель и отправляет на утверждение учредителю. Обновленный документ согласно ч. 1 ст. 4 223-ФЗ нужно опубликовать в ЕИС в течение 15 дней после утверждения. Принятое бюджетным учреждением положение о закупке не может быть отменено в текущем году.