Детская робототехника и современные развивающие конструкторы
Согласно ФГОС «Начальное общее образование» (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 в редакции приказов № 1241 от 26.11.2010 и № 2357 от 22.09.2011) и ФГОС «Среднее (полное) общее образование» (приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012), применение развивающих детских конструкторов и роботов в образовательном процессе позволяет:

- Реализовать междпредметные связи между информатикой, физикой и математикой;
- Усилить прикладной аспект теоретических знаний;
- Создать коллективную вовлеченность в научно-техническое творчество, позволяющую совершенствовать навыки коммуникации и сотрудничества;
- Организовать образовательную деятельность как факультативного, так и дистанционного характера, наряду с основным и домашним обучением;
- Повысить эффективность профориентации в процессе решения инженерно-конструкторских задач, а также трехмерного моделирования и программирования.
Например, ученик может спроектировать и собрать робот, а затем использовать его для решения каких-либо прикладных задач, входящих в учебный план одной из естественнонаучных дисциплин. Многократное увеличение эффективности учебной программы сочетается в данном случае с приобщением детей к одному из ведущих инновационных направлений развития человеческой цивилизации вообще.
Российский рынок робототехнических образовательных средств
Российский этап Всемирной олимпиады Роботов 2014 прошел 20-22 июня в Казани. В этом мероприятии мог принять участие любой школьник. Спонсорами российского этапа выступили правительство Татарстана и Государственная корпорация Ростех. Партнеры:
- Российская ассоциация образовательной робототехники: развитие и совершенствование образовательной робототехники среди учащейся молодежи РФ;
- Всероссийская Программа работы с талантливыми детьми и молодежью «Лифт в будущее»: проект Благотворительного фонда «Система»;
- Производственно-коммерческий центр компании ICL: официальный дистрибьютор LEGO Education в России;
- ICL-КПО ВС: комплексные решения и услуги в области информационных технологий;
- Компания «Амперка»: официальный российский представитель Arduino, DFRobot, Seeed Studio, Makeblock и Libelium;
- ООО «Экзамен-Технолаб»: образовательные робототехнические модули при поддержке МГТУ им. Н. Э. Баумана;
- ООО «Лаборатория интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ»: с мая 2013 года – Резидент инновационного фонда Сколково.
В числе партнеров мероприятия также выступает Институт новых технологий, МегаФон, Иннополис – и это далеко не все компании, принявшие участие в WRO2014.
Разные роботы – разные возможности
Использование робототехники в образовательных целях в целом можно разделить на три ступени:
- Базовый: демонстрация на уроке, лабораторная работа, подготовка тематического доклада;
- Расширенный: практические работы, экскурсии на профильные предприятия, факультативные занятия, элективные (дополнительные) курсы на выбор обучающегося;
- Углубленный: самостоятельные и коллективные исследования и проекты, а также участие в конкурсах и олимпиадах.
Результаты опроса 348 детей 8-12 лет в рамках исследования «Роботы и Школа», осуществленного Latitude Research совместно с LEGO Learning Institute и Project Synthesis: для 20 % опрошенных роботы – естественная часть социума; 28 % детей относятся к роботам, как к людям; популярность и «крутизна» роботов несомненна для 33 % респондентов; поровну – по 38 % – тех учеников, которые видят в роботах партнеров по играм и помощников в учебе.
Можно долго говорить о преимуществах использования учебной робототехники. Многие из них достаточно очевидны. Однако не менее важно знать ответы на вопросы «что, где и когда?», чтобы перейти от теории к практике. Что же касается мотивации детей к робототехнике, то она просто «зашкаливает». Поэтому и перспективы безграничны.