8 (495) 789-46-84

Игры для развития мелкой моторики в детском саду

25.10.2017

Ум ребенка – на кончиках его пальцев. Это высказывание Сухомлинского неоднократно подтверждалось научными исследованиями. Изучением связи между развитием руки и работой мозга занимались такие ученые, как физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов; исследователь детской речи М. М. Кольцова, японские и китайские ученые Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги М. Монтессори, Ю. А. Соколова, русский просветитель Н. И. Новиков и др.

На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подают в головной мозг. Там информация обрабатывается, дополняется данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Так ребенок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Чем лучше у него развита мелкая моторика – умение четко выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук, тем лучше малыш будет говорить, писать, логически мыслить.

Поэтому в детских садах большое внимание уделяется играм и занятиям, направленным на развитие мелкой моторики. Рассмотрим самые интересные.

Игры для детей 2-3 лет (ясельная группа)

  1. Бусы для мамы. Воспитатель предлагает детям порадовать маму, сделав и подарив ей бусы. Ребенок нанизывает крупные бусины на шнурок, чередуя цвета и размеры.
  2. Что за фрукт? Дети закрывают глаза, им в руки вкладывают яблоко, банан или апельсин. Ощупав предмет, ребенок должен определить его название. Задачу можно усложнить, используя вместо фруктов бобы фасоли или гороха.
  3. Поделки из пластилина. Сложные формы пока малышам не под силу, но вот слепить елочную игрушку, колобка, колбаску или яйцо курочки Рябы они уже могут.
  4. Игры с кубиками. Пусть малыши строят башню или соединяют две части одного изображения.
  5. Игры-шнуровки. Предложите одеть Львенка на прогулку или закрепить капельки дождя на облачке.
Игры-шнуровки в детском саду

Игры для детей 3-5 лет (младшая группа)

  1. Работа с ножницами с закругленными концами. Сначала дети учатся резать бумагу на ровные полоски, затем можно приступить к вырезанию простых геометрических фигур.
  2. Подбор крышки нужного размера. Поставьте перед детьми разнообразные емкости и попросите найти крышку для каждой. Можно использовать как подручные средства (контейнеры разного размера, игрушечную посуду, бутылки) или воспользоваться готовыми наборами.
  3. Сундучок с сокровищами. Наполните коробку приятными безделушками – ракушками, ленточками, игрушками из киндер-сюрпризов. Ребенок запускает руку и наощупь пытается отгадать попавшееся ему «сокровище».
  4. Пазлы, мозаика, игры-сортеры. У ребенка 3-5 лет уже достаточно усидчивости, чтобы сосредоточенно заниматься 15-20 минут.
  5. Проволочные лабиринты. Они развивают чувствительность рук и внимание.
Игра с проволочным лабиринтом

Игры для детей 5-6 лет (средняя группа)

  1. Использование пинцета. В одну миску сложите несколько видов макарон или семечек. Ребенок должен, подцепляя пинцетом предмет, рассортировать содержимое в отдельные миски.
  2. Поиск отличия. Дети сравнивают похожие картинки, ищут отличия и обводят их кружком.
  3. Заполнение контура рисунка скрепками. На листе А4 напечатайте изображения, например гриб или автобус, и предложите детям «закрасить» рисунок цветными скрепками.
  4. Прически для кукол. Так ребенок научится завязывать банты, заодно и фантазия будет развиваться.
  5. Оригами. Сделайте вместе с детьми кораблики, самолетики или забавных лягушек.
Дети делают оригами в детском саду

Игры для детей 6-7 лет (старше-подготовительная группа)

  1. Штрихование фигур. Дети учатся проводить горизонтальные, вертикальные параллельные линии и под углом, придерживаясь границ фигуры.
  2. Рост буквы. На листе в одном углу нарисуйте маленькую букву, в другом – ее же, но уже «подросшую». Ребенок должен написать промежуточные «темпы роста» этой буквы.
  3. Резинки на цилиндре. Сначала дети учатся надевать разноцветные резинки для волос на целиндр. Потом в качестве моделей можно использовать девочек из группы.
  4. Приготовление мыльных пузырей. Дети в этом возрасте становятся аккуратными, им можно доверить работу с водой, не боясь, что нянечке придется убирать все помещение. Поставьте перед каждым ребенком терку, кусочек мыла, воду, баночку с крышкой. Задача – из этих ингридиентов сделать мыльный раствор, а на прогулке дружно выдувать собственноручно приготовленные мыльные пузыри, используя трубочки для сока.
  5. Игры с конструктором. Они подходят и для более раннего возраста. В этой же группе задачи усложняются. Дети строят не просто дом или дорогу, а развивают сюжет. Так, к дому добавляется двор с качелями и парковка, а возле дороги вырастает заправка и кафе для водителей.
Игры с конструктором в детском саду

Как видите, многие приведенные выше игры не требуют сложной организации или дорогостоящих материалов – часто достаточно подручных средств.

Но поскольку дети любят все новое и охотно обращают внимание на еще незнакомые игрушки, имеет смысл сочетать подручные материалы с готовыми развивающими комплектами. Наш центр «Ректор» предлагает большой выбор игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. При этом ребята с удовольствием будут участвовать в занятиях, ведь так приятно достигать успеха, пусть иногда и с помощью воспитателя.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!