Игры для развития мелкой моторики в детском саду
Ум ребенка – на кончиках его пальцев. Это высказывание Сухомлинского неоднократно подтверждалось научными исследованиями. Изучением связи между развитием руки и работой мозга занимались такие ученые, как физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов; исследователь детской речи М. М. Кольцова, японские и китайские ученые Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги М. Монтессори, Ю. А. Соколова, русский просветитель Н. И. Новиков и др.
На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подают в головной мозг. Там информация обрабатывается, дополняется данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Так ребенок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Чем лучше у него развита мелкая моторика – умение четко выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук, тем лучше малыш будет говорить, писать, логически мыслить.
Поэтому в детских садах большое внимание уделяется играм и занятиям, направленным на развитие мелкой моторики. Рассмотрим самые интересные.
Игры для детей 2-3 лет (ясельная группа)
- Бусы для мамы. Воспитатель предлагает детям порадовать маму, сделав и подарив ей бусы. Ребенок нанизывает крупные бусины на шнурок, чередуя цвета и размеры.
- Что за фрукт? Дети закрывают глаза, им в руки вкладывают яблоко, банан или апельсин. Ощупав предмет, ребенок должен определить его название. Задачу можно усложнить, используя вместо фруктов бобы фасоли или гороха.
- Поделки из пластилина. Сложные формы пока малышам не под силу, но вот слепить елочную игрушку, колобка, колбаску или яйцо курочки Рябы они уже могут.
- Игры с кубиками. Пусть малыши строят башню или соединяют две части одного изображения.
- Игры-шнуровки. Предложите одеть Львенка на прогулку или закрепить капельки дождя на облачке.

Игры для детей 3-5 лет (младшая группа)
- Работа с ножницами с закругленными концами. Сначала дети учатся резать бумагу на ровные полоски, затем можно приступить к вырезанию простых геометрических фигур.
- Подбор крышки нужного размера. Поставьте перед детьми разнообразные емкости и попросите найти крышку для каждой. Можно использовать как подручные средства (контейнеры разного размера, игрушечную посуду, бутылки) или воспользоваться готовыми наборами.
- Сундучок с сокровищами. Наполните коробку приятными безделушками – ракушками, ленточками, игрушками из киндер-сюрпризов. Ребенок запускает руку и наощупь пытается отгадать попавшееся ему «сокровище».
- Пазлы, мозаика, игры-сортеры. У ребенка 3-5 лет уже достаточно усидчивости, чтобы сосредоточенно заниматься 15-20 минут.
- Проволочные лабиринты. Они развивают чувствительность рук и внимание.

Игры для детей 5-6 лет (средняя группа)
- Использование пинцета. В одну миску сложите несколько видов макарон или семечек. Ребенок должен, подцепляя пинцетом предмет, рассортировать содержимое в отдельные миски.
- Поиск отличия. Дети сравнивают похожие картинки, ищут отличия и обводят их кружком.
- Заполнение контура рисунка скрепками. На листе А4 напечатайте изображения, например гриб или автобус, и предложите детям «закрасить» рисунок цветными скрепками.
- Прически для кукол. Так ребенок научится завязывать банты, заодно и фантазия будет развиваться.
- Оригами. Сделайте вместе с детьми кораблики, самолетики или забавных лягушек.

Игры для детей 6-7 лет (старше-подготовительная группа)
- Штрихование фигур. Дети учатся проводить горизонтальные, вертикальные параллельные линии и под углом, придерживаясь границ фигуры.
- Рост буквы. На листе в одном углу нарисуйте маленькую букву, в другом – ее же, но уже «подросшую». Ребенок должен написать промежуточные «темпы роста» этой буквы.
- Резинки на цилиндре. Сначала дети учатся надевать разноцветные резинки для волос на целиндр. Потом в качестве моделей можно использовать девочек из группы.
- Приготовление мыльных пузырей. Дети в этом возрасте становятся аккуратными, им можно доверить работу с водой, не боясь, что нянечке придется убирать все помещение. Поставьте перед каждым ребенком терку, кусочек мыла, воду, баночку с крышкой. Задача – из этих ингридиентов сделать мыльный раствор, а на прогулке дружно выдувать собственноручно приготовленные мыльные пузыри, используя трубочки для сока.
- Игры с конструктором. Они подходят и для более раннего возраста. В этой же группе задачи усложняются. Дети строят не просто дом или дорогу, а развивают сюжет. Так, к дому добавляется двор с качелями и парковка, а возле дороги вырастает заправка и кафе для водителей.

Как видите, многие приведенные выше игры не требуют сложной организации или дорогостоящих материалов – часто достаточно подручных средств.
Но поскольку дети любят все новое и охотно обращают внимание на еще незнакомые игрушки, имеет смысл сочетать подручные материалы с готовыми развивающими комплектами. Наш центр «Ректор» предлагает большой выбор игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. При этом ребята с удовольствием будут участвовать в занятиях, ведь так приятно достигать успеха, пусть иногда и с помощью воспитателя.