Инвентарь для уроков химии
Оборудование для проведения лабораторных экспериментов предназначено для комплексного использования, оно является многоцелевым и применяется на всех ступенях изучения курса химии.
Например, в программе по химии для 10-11 классов есть тема «Коррозия металлов. Защита от коррозии». Для ее лабораторного изучения используются пробирки (в штативе) с растворами красной кровяной соли, хлорида и гидроксида натрия; медная проволока; железный гвоздь; стаканчики с растворами (в лотке). Этот же инвентарь может быть использован на уроках химии, начиная с 7 класса. Что и нашло свое отражение в соответствующей нормативной документации.
Согласно Перечням учебного оборудования для общеобразовательных учреждений (приказ МО РФ № 529 от 27.12.1993) кабинет для уроков химии должен быть оборудован лабораторными и демонстрационными принадлежностями для опытов, химической посудой и инвентарем, набором реактивов и материалов, а также оформлен тематическими наглядными пособиями и натуральными объектами – коллекциями и моделями. Один из вариантов комплексного решения проблемы комплектации – это микролаборатория для химических экспериментов, позволяющая провести 60 различных опытов и 30 практических работ.
Используемые для экспериментов реактивы, заводская этикетка которых маркирована словом «яд», следует хранить в сейфе, расположенном в лаборантской комнате школьного кабинета химии.
Требования ФГОС
Какие образовательные задачи помогает решить лабораторное оборудование? В контексте практической и экспериментальной части учебного процесса обратим внимание на положения Федеральных образовательных стандартов, имеющих непосредственное отношение к данной теме.
ФГОС «Основное общее образование» (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010) с 5 по 9 класс:
- Одним из материально-технических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования является наличие в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест для учителя и каждого обучающегося.
- Использование лабораторного оборудования и приборов позволяет учащимся наработать опыт исследования превращений веществ, а также освоить иные экспериментальные методы их изучения.
ФГОС «Среднее (полное) общее образование» (приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012) с 10 по 11 класс:
- В процессе наблюдения за ходом эксперимента школьники учатся проводить измерения, описывать протекание процесса, обрабатывать результаты опытов и интерпретировать их.
- Учащиеся должны уметь прогнозировать результаты химических реакций и объяснять закономерности их протекания, исходя из сформированной системы знаний о химических теориях и законах.
- В процессе практических и лабораторных занятий дети учатся экспериментально доказывать и наглядно иллюстрировать полученные теоретические знания для их закрепления и комплексного применения.
- Используя теоретические знания, учащиеся разрабатывают гипотезы и экспериментально подтверждают их путем самостоятельно разработанных, спланированных и проведенных химических экспериментов с соблюдением всех норм техники безопасности, применением необходимых реактивов и оборудования и последующим описанием, анализом и оценкой достоверности полученных результатов.
Другие нормативные документы
Основными руководящими законодательными актами при подборе комплектации для кабинета химии также являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Рекомендации об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием МД-1552/03 от 24.11.2011.
- СанПиН 2.4.2.2821-10, требования которого носят общий характер и относятся к оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, которое должно соответствовать санитарным правилам, а также предписывают наличие в кабинете химии лаборантской комнаты, демонстрационного стола и вытяжного шкафа.
- Инструкции по охране труда на учебных занятиях в кабинете химии (ИОТ-004-2004), проведении в нем демонстрационных работ (ИОТ-005-2004), лабораторных и практических занятий (ИОТ-006-2004).