Кабинет начальных классов: список оборудования must have
90% стандартных списков оборудования бестолковы: слишком длинны и подробны или неинформативны и полны «воды». Хороший список легко составить самостоятельно, если знать, какие задачи должно решать оборудование.
Оптимальная материально-техническая база кабинета позволяет:
- развивать способности основной массы учащихся, одаренных и отстающих детей;
- организовывать обязательные и факультативные занятия;
- вовлекать в образовательный процесс современные технологии, которыми могли бы пользоваться педагоги и учащиеся;
- получать, обрабатывать, накапливать и хранить информацию по изучаемым дисциплинам;
- проводить эксперименты и создавать материальные объекты.
Это сжатое изложение требований из списка ФГОС – полная версия для ознакомления есть в интернете в открытом доступе.
А теперь пример списка, на который можно ориентироваться при составлении собственного: перечисленное оснащение решает методические задачи кабинета.
Для удобства разделим его на персональное и общее.
Оснащение для персонального пользования
Рабочее место каждого участника образовательного процесса (учителя и учащегося) должно быть удобным и безопасным.

- Парта (ученический стол) со стулом. В идеале регулируется высота столешницы и ножек стула. Приобретать скамьи нежелательно: у сидящих на ней «соседей» может быть разный рост и физиологические особенности.
- Стол для учителя. Имеет широкую столешницу, позволяет разместить на ней персональный компьютер, печатные материалы и комфортно работать с заполнением классного журнала и проверкой тетрадей.
- Персональный компьютер. Обязательно его наличие на столе учителя: с его помощью он управляет интерактивной доской и проектором, ведет электронные документы. Частные школы с хорошим финансированием снабжаются и компьютерами для учащихся.
Общее оснащение
К общему оснащению относится все оборудование, задействованное непосредственно в учебном процессе (пособия, модели, информационные материалы), а также мебель для демонстрации и хранения материалов.

- Печатные материалы: наглядные, ученические, раздаточные пособия. Традиционный и нестареющий способ передачи информации – бумажный носитель. Он не требует специального оборудования, как электронный аналог. Это карточки (разрезные/со шнуровкой), кассы, веера, перекидные табло; хранятся они в кабинете и раздаются на занятиях. К печатным материалам относятся также плакаты, портреты и комплекты таблиц. Они размещаются на стенах кабинета; изучать их можно в ходе урока или самостоятельно на перемене.
- Демонстрационные модели и муляжи. Сочетание приятного с полезным: детям любого возраста интересна работа с ними, при этом процесс благоприятно сказывается на эмоциональном и моторном развитии. Комплекты, конструкторы и кассы на магнитах, геометрические тела, наборы звуковых схем и интерактивные таблицы – модели могут быть самыми разными, при этом есть смысл воспользоваться всем возможным их многообразием. Муляжи представляют собой макеты овощей, фруктов, грибов и используются на уроках естествознания и в качестве натуры на занятиях по ИЗО.
- Материалы на электронных носителях: DVD-фильмы, CD-диски (с приложениями и без). Мультимедийные материалы нельзя потрогать, как модели, зато охват их тематики шире. Разнообразие живой природы и ее звуков, достижений человеческой культуры, исторические реконструкции – муляжи не познакомят с этими темами учащихся, а вот фильмы или звукозаписи справляются с этой задачей. Стоит обратить внимание на электронные пособия с печатными приложениями: такая полнота восприятия пойдет на пользу.
- Доски: аудиторные, интерактивные, маркерные, пробковые. Доски могут быть настенными, поворотными, 1-, 3-, или 5-элементными. Обязательно приобретение принадлежностей к ним: мелков, маркеров, магнитов, губок, светильников, тумб-плакатниц.
- Стенды. Необходимый элемент оснащения кабинета начальной школы – к стенду крепятся распечатки последних новостей или поздравлений с днем рождения, список класса, расписание занятий, график дежурств.
- Шкафы. Без стеллажей и открытых демонстрационных шкафов наглядные материалы невозможно представить должным образом. Пособия, которые на данный момент не используются, убираются в закрытые шкафы, тумбы, антресольные секции.