Как не сгореть на работе. Почему педагоги – в группе риска?
Образ идеального педагога (особенно школьного учителя) обычно представляется так: это не только профессионал в своей сфере, но и чуткий, эмпатичный человек, всегда открытый своим ученикам, сопереживающий им, готовый помочь разрешить конфликты. Разумеется, это прекрасные качества, но они требуют огромной самоотдачи. Всегда ли у человека достаточно ресурсов, чтобы годами работать на пределе душевных сил, отвечая высоким (и все возрастающим) требованиям? Очевидно, что нет. В какой-то момент учитель или преподаватель может почувствовать непроходящую усталость, связанную со своей работой, и безразличие и к ней в целом, и к ученикам. Это может быть связано с эмоциональным и профессиональным выгоранием – синдромом, которому подвержены люди практически всех профессий, но особенно те, кто работает с людьми.
Что это такое?
Профессиональное выгорание – синдром, который не приходит внезапно, а постепенно складывается из нескольких составляющих.
Прежде всего, это эмоциональное перенапряжение. Работа учителя или воспитателя – одна из самых тяжелых в психологическом плане. От педагога требуется постоянное чувство ответственности, необходимость удерживать внимание двух, а то и трех десятков учеников, контролировать их поведение.
Также это ощущение своей профессиональной состоятельности. Требования к уровню знаний постоянно растут, учителя должны посещать курсы повышения квалификации, проводить интерактивные уроки, осваивать новые методы обучения и оценки знаний. На фоне возрастающего объема бумажной работы это очень серьезная нагрузка.
Третий компонент – физическая усталость. Если в рабочее время учитель не успевает проверять тетради, оформлять журналы, подбирать материалы к урокам, он вынужден делать это в свободное время, таким образом усталость накапливается.
В какой-то момент любая ситуация на работе – например, конфликт с учениками, родителями или коллегами даже по незначительному вопросу – может стать спусковым крючком к обострению синдрома выгорания. Его признаки:
- Безразличие к работе, ее результатам, ощущение бесполезности и ненужности своего труда.
- Отсутствие эмоционального отклика по отношению к ученикам.
- Тревожность, депрессивное состояние.
- Психосоматические симптомы: бессонница, повышение артериального давления, головная боль, упадок сил, обострение хронических заболеваний.
Как справиться?
Как и в случае с любой комплексной проблемой, лучший способ бороться – это предупредить развитие такого состояния. Но как быть, если ежедневная рутина не позволяет восстановиться за короткие выходные, а до каникул еще далеко?
Применить творческий подход
Например, это может быть проведение урока-экскурсии, урока-диспута, урока-эксперимента, интерактивного и так далее. Несмотря на то, что такой способ требует намного больше сил, чем обычное преподавание по схеме «изучение нового материала – закрепление – проверка», эмоциональная отдача тоже будет намного больше. Именно успехи в работе и искренний интерес учеников помогают учителю не потерять мотивацию.
Соблюдать баланс в работе
От учителя требуется и преподавание предмета, и ведение воспитательной работы (особенно если он еще и классный руководитель), и оформление огромного количества документации. Если по всем трем «фронтам» нагрузка на пределе, выдержать это непросто. По возможности лучше распределить работу: например, воспитательные мероприятия перенести на то время, когда нет подготовки к контрольным работам и тестированиям.
Поддерживать режим дня
Нормальный режим труда и отдыха, особенно достаточное количество сна, позволит восстанавливаться за выходные. По возможности нужно включить в свой распорядок дня хотя бы небольшую физическую активность, например получасовую прогулку. Многие не верят в эффективность простых мер, а между тем даже недолгое, но регулярное пребывание на свежем воздухе заметно улучшает самочувствие.
Обратиться к психологу и врачу
Как и любая психологическая проблема, эмоциональное истощение может потребовать помощи специалиста. И обратиться к нему лучше раньше, пока проблема не стала серьезной настолько, что приведет уже к обострению психосоматических заболеваний и потребует помощи врачей. Повышенное артериальное давление, бессонница и тревожность – эти состояния также корректируются с помощью лекарств, а на начальной стадии вполне можно будет обойтись коротким курсом лечения или натуральными препаратами.
С каждым годом требования к школьному образованию растут и нагрузка на учителей повышается. Поэтому, когда впереди еще один учебный год, важно распределить силы так, чтобы не исчерпать себя и свой профессиональный и человеческий потенциал к его середине.