Как оформить учебный кабинет физики?
Школьные кабинеты оснащаются по единому принципу с опорой на пакет нормативных актов. Согласно Перечням учебного оборудования для общеобразовательных учреждений (приказ МО РФ № 529 от 27.12.93), компонентами оформления кабинета физики являются стенды, лабораторные приборы и принадлежности, интерактивные, печатные и раздаточные пособия.
Этот документ дополняется более современным Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03-417 от 01.04.2005). В нем акцент сделан на электронные носители информации, что связано с переходом от традиционных репродуктивных форм обучения к современным – самостоятельным и поисково-исследовательским. Перечень включает цифровые компоненты учебно-методических комплексов, коллекции ресурсов (информационно-справочные материалы, базы данных, мультимедиа и другие), а также общепользовательские и специализированные цифровые инструменты для учебной деятельности (виртуальные лаборатории).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ оговаривает необходимость реализации образовательных программ с применением, в частности, электронного и дистанционного обучения (ст. 16), печатных и электронных образовательных ресурсов (ст. 18), а также подчеркивает необходимость экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20) на основе соответствующего ресурсного и научно-методического обеспечения (ст. 19).
Специфика физики как учебной дисциплины
Физика – и как учебная дисциплина, и как наука – отличается тем, что в ней неразрывно соединяются теория и эксперимент. С одной стороны, данные лабораторных исследований служат отправной точкой для анализа, интерпретации и построения гипотез. С другой – являются средством сбора доказательств, подтверждающих (или опровергающих) ту или иную теорию. В классе физики именно это ключевое значение лабораторного эксперимента чувствуется наиболее явно. В этой связи особую важность приобретают целевые лабораторные наборы для углубленного изучения конкретной темы.
Основные направления развития образования в мире: перевод в цифровой формат учебно-методических пособий, в том числе – доступных через интернет (включая сайты с открытым исходным кодом); личностно ориентированный, персональный подход к обучению, в процессе которого обучающийся создает учебный контент и собственный учебный план; специфические цифровые навыки (Skills 2.0), в частности, использование коллективного разума, сотрудничество и критическое мышление.
Для эффективного усвоения программы по физике разрабатываются все более совершенные системы обучения – в части как содержания, так и формы подачи информации. В том числе это касается технических средств обучения (ТСО) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одна из характерных особенностей ТСО заключается в том, что сам процесс взаимодействия с ними рождает новые идеи относительно методики преподавания, организации экспериментов или тестирования. Продукция новых технологий Центра «РЕКТОР» в данном случае вполне уместна, например, лаборатории Labdisk или «АРХИМЕД», используемые не только на уроках физики, но и других естественнонаучных дисциплин.