Как планировать закупки для школы
Бюджетные учреждения есть в разных сферах — медицине, образовании, культуре, спорте, соцзащите населения. Их объединяет то, что все они финансируются из бюджета и делают закупки в рамках контрактного законодательства. При этом в каждой сфере закупочная деятельность имеют свои нюансы. В этой статье предлагаем поговорить об особенностях планирования закупок для общеобразовательных школ.

Что в школах приобретают за счет бюджета?
Государственные школы на 100 % финансируются из бюджета, и по идее должны за бюджетные деньги покупать все. Но средств, как обычно, на все не хватает, поэтому потребности приходится ранжировать.
К приоритетным закупкам, на которые учреждение обязано выделить деньги в первую очередь, относятся:
- поставка электроэнергии, тепла, газа, водоснабжение и водоотведение, другие энергосервисные контракты;
- организация школьного питания;
- поставка топлива для школьных автобусов (актуально для сельской местности).
Эти закупки вносят в план-график первыми и финансируют в полном объеме. Далее идут закупки, обеспечивающие функционирование школы, т. е. то, без чего в учреждении не будет комфортных условий для обучения детей. К ним относятся:
- текущие и капитальные ремонты;
- замена вышедшего из строя электробытового, холодильного оборудования, сантехники, средств пожаротушения;
- обновление школьной мебели;
- пополнение спортинвентаря и др.
Третью группу составляют закупки, направленные на развитие школы и поддержку инновационной деятельности. Это:
- современное учебное оборудование;
- компьютерная техника и программное обеспечение;
- интерактивные комплексы;
- робототехника;
- цифровые лаборатории и т. п.
Помимо основного бюджета школа может получить дополнительное целевое финансирование на реализацию того или иного проекта. Целевые деньги расходуются строго по назначению независимо от того, есть ли у учреждения более насущные потребности или нет. Закупки за бюджетные средства регламентируются законом 44-ФЗ.
Откуда школа берет деньги на закупки помимо бюджета?
В учебном заведении могут быть и внебюджетные средства, которые при планировании закупок тоже стоит учитывать. Есть несколько источников их получения:
- оказание платных образовательных услуг;
- оказание услуг населению вне образовательной сферы, например, организация мероприятий, услуги ксерокопирования;
- сдача имущества в аренду;
- спонсорские средства и добровольные пожертвования.
Эти деньги можно расходовать по правилам 44-ФЗ или вынести закупки за внебюджетные средства в сферу регулирования закона 223-ФЗ. Для этого школа должна разработать и разместить в ЕИС собственное Положение о закупке. Но есть нюанс. Опубликовать Положение в ЕИС нужно до 1 января, чтобы воспользоваться им в текущем году, иначе сроки сдвигаются еще на год. Минобрнауки РФ приказом № 275 от 30.03.2022 года утвердило типовое положение о закупках по 223-ФЗ — его можно взять за основу документа.
Алгоритм планирования закупок в школе
Определение потребностей
Это исходная точка для планирования закупок. Часть из них переходит из года в год (энергосервисные контракты, питание, хозтовары, канцелярия). Эти позиции можно взять из плана-графика за предыдущий год, новой будет только цена. Все остальные потребности поступают в контрактную службу в виде заявок от учителей, завхоза, медсестры, работников пищеблока.
Собирает заявки контрактная служба или контрактный управляющий. Делать это нужно заблаговременно, не позднее октября–ноября, чтобы было время выбрать приоритетные потребности, прикинуть необходимые для закупки суммы, определить источники финансирования. На этом этапе нужно решить, будет ли школа проводить торги по 223-ФЗ. Если будет, контрактная служба разрабатывает и размещает в ЕИС школьное положение о закупке.
Составление плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и определение СГОЗ
В декабре школы доводят лимиты бюджетных обязательств на следующий год. Исходя из этой суммы составляют план ФХД — источников дохода и статей расхода. Расходы вносят все: зарплату, отчисления, закупки, в том числе за внебюджетные средства.
Отдельно нужно посчитать совокупный годовой объем закупок (СГОЗ). Для этого из общей суммы финансирования вычитают расходы на зарплату, командировки, налоговые и социальные отчисления, суммы запланированные на штрафы. Закупки по 223-ФЗ. Если в школе есть контракты, заключенные в прошлом году, но не оплаченные, эти суммы тоже включаем. Зачем нужно знать СГОЗ?
- Для определения минимальной доли закупок в СМП и СОНКО. Бюджетные учреждения согласно п. 1 ст. 30 44-ФЗ обязаны закупить у них ТРУ на сумму не менее 25 % от СГОЗ.
- Для определения лимита прямых договоров (закупка у единственного поставщика). Он не должен превышать 10 % СГОЗ (п. 4 ст. 93 44-ФЗ).
- Для определения лимита закупок с помощью запроса котировок. Предельный показатель — 25 % от СГОЗ (п. 10.1 ст. 24 44-ФЗ).
Составление плана-графика закупок по 44-ФЗ
Утвержденный и опубликованный в ЕИС план-график — основа закупочной деятельности бюджетного учреждения. Его составляют одновременно с ПФХД. Законодатель дает на это 10 дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Планируют закупки в электронном виде по форме, утвержденной ПП РФ от 30.09.2019 № 1279. План составляют на финансовый год и плановый период (3 года).
В соответствии с п. 2 ст. 16 44-ФЗ в плане-графике указывают:
- информацию о заказчике (генерируется из ЕИС автоматически);
- 19-значный идентификационный код закупки (как его определить, смотрите в приказе Минфина № 55н от 10.04.2019);
- код и наименование предмета закупки по КТРУ или ОКПД2;
- сумму финансирования;
- предполагаемый срок проведения тендера;
- информацию о проведении общественного обсуждения (да или нет);
- информацию о централизованных закупках (какой уполномоченный орган проводит) и совместных (кто выступает организатором).
Должностное лицо, отвечающее за закупки, подписывает план-график усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляет на проверку в финансовый орган местной администрации. После проверки график автоматически публикуется в ЕИС. С этого момента по нему можно проводить закупки.
Планирование отдельной закупки
Для каждой закупки, помимо общей информации, необходимо определить способ проведения торгов и посчитать НМЦК. Обычно это делают перед публикацией извещения о закупке в ЕИС.
При планировании способа отбора поставщика учитывают следующие моменты.
- Позволяет ли сумма и объект закупки заключить прямой контракт без проведения тендера? Сюда попадут малые закупки на сумму до 600 тыс. ₽ и энергосервисные контракты.
- Можно ли этот товар приобрести у СМП или СОНКО, чтобы выполнить план по этому виду закупок?
- Не входит ли товар в аукционный перечень, утвержденный РП РФ № 471-р в редакции от 31.10.2022. Так, компьютеры, ПО, интерактивное оборудование можно закупать только с помощью открытого электронного аукциона.
- Не выходит ли сумма закупки за лимиты СГОЗ, предусмотренные для разных видов торгов?
Требования к НМЦК изложены в ст. 22 44-ФЗ. Для ее расчета школы обычно сопоставляют рыночные цены и одновременно ориентируются на предельные нормы стоимости, определенные для бюджетных учреждений государством или местными властями.
Чтобы получить актуальные цены на компьютерную технику, оснащение для учебных кабинетов, лучше всего сделать запрос цен у компаний, осуществляющих комплексные поставки учебного оборудования, таких так «Ректор». Запрос можно сделать через ЕИС или обратившись напрямую. Это гарантия того, что НМЦК будет посчитана корректно и тендер состоится.
Как сделать незапланированную закупку?
Купить что-либо, чего нет в плане, нельзя, а вот внести незапланированные траты в план-график можно. В ч. в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ и п. 22 ПП РФ № 1279 изложены основания для такой корректировки. Деньги для непредвиденной закупки придется снять с другой статьи расхода или взять из сэкономленных средств, если таковые образовались после проведения других торгов.
Внести изменения в план-график нужно не позднее, чем за один день до публикации в ЕИС извещения о конкурентной закупке или до заключения прямого контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).