Как рассчитать бюджет на госзакупки
Ежегодно в ноябре–декабре государственным и муниципальным учреждениям доводят бюджет на следующий год. Распорядители финансов должны в установленный срок распределить его между статьями расхода, в том числе и между позициями закупок. Полученный план-график с указанием лимитов бюджетных обязательств публикуется в ЕИС, и уже в соответствии с ним заказчик проводит тендеры.
Как правильно рассчитать финансирование на каждую закупку и что делать, если заложенных в начале года лимитов не хватает, рассказываем на примере закупочной деятельности в образовательных учреждениях.

Как происходит бюджетирование закупки?
Для каждой закупки инициатор торгов должен определить начальную максимальную цену контракта (НМЦК) – предельную сумму, которую он может потратить на приобретение тех или иных ТРУ.
В течение года она уточняется несколько раз. Сначала – когда заказчик распределяет финансирование на каждую закупку при подготовке годового плана-графика. Затем он должен просчитать НМЦК перед началом конкурсной процедуры и проверить, хватает ли ему лимитов. Если тендер не состоялся, есть смысл проверить актуальность цены контракта и перед публикацией повторного извещения. Зачем это делать?
Во-первых, бюджетники могут закупать ТРУ только в пределах утвержденных лимитов. Но финансирование могли уменьшить или появились непредвиденные расходы, и руководителю пришлось перенести лимиты из одной статьи на другую. Поэтому нельзя планировать торги, пока не уточнили, какая сумма есть в вашем распоряжении.
Во-вторых, меняются цены. Тендеры на закупку оснащения для учебных учреждений обычно проводят летом, а бюджет для них определяют в декабре прошлого года. За это время цена контракта вполне могла устареть.
Как правильно определить НМЦК?
Цена контракта на поставку учебного оборудования определяется в соответствии с п. 1 ст. 22 44-ФЗ с помощью двух методов: сопоставления рыночных цен и применения актов нормирования. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Метод сопоставления рыночных цен
В расчете НМЦК считается приоритетным. Суть его заключается в том, что заказчик изучает актуальные рыночные цены на аналогичные товары и на основе этой информации определяет цену контракта. Чтобы анализ был объективным, рекомендуют сопоставлять не менее трех вариантов цен от различных поставщиков. Получить эту информацию можно из нескольких источников.
- Проанализировать общедоступные цены на требуемые товары.
- Подать запрос на предоставление ценовой информации потенциальным поставщикам. Его можно опубликовать в ЕИС или направить сразу поставщику.
- Поискать цены на аналогичные закупки в реестре контрактов на портале ЕИС. Но смотреть нужно только свежие аукционы.
Нормативный метод
Нормирование в сфере госзакупок происходит в рамках ст. 19 44-ФЗ и применяется для товаров, цены на которые регулируются федеральными или региональными нормативно-правовыми актами. Если на предмет закупки установлена предельная цена, заказчик не может купить его дороже.
Обычно при определении цены контракта заказчик использует оба метода. Анализирует рыночные цены и смотрит, чтобы НМЦК не выходила за рамки предельной цены, установленной актами нормирования.
Какие ошибки допускают заказчики при определении НМЦК?
Распространенная ошибка среди тендерных специалистов образовательных учреждений – поиск ценовой информации на просторах интернета. Но там цены чаще всего рекламные и не соответствуют рыночной стоимости предмета закупки.
Вторая ошибка – запрос ценовых предложений у производителей. Они, конечно, прайс-листы пришлют, но лишь на то, что производят. А это обычно несколько позиций из огромного перечня оснащения кабинета. Если же нужен полный комплект учебного оборудования, мебели, интерактивной техники, лучше направлять запрос компаниям-комплектовщикам. Они поставляют готовые комплексы, где все продумано и учтено.
Если заказчик неправильно определит бюджет закупки, то получит одну из двух ситуаций:
- Занизит НМЦК. На такой аукцион, скорее всего, никто не придет, и заведение останется на 1 сентября без учебного оборудования. Еще хуже – на тендер придет недобросовестный исполнитель с продукцией низкого качества.
- Завысит НМЦК. Торги состоятся и, возможно, цена в ходе аукциона снизится до рыночной. Но остается и вероятность переплаты, а это – неэффективное использование бюджетных средств.
Еще раз подчеркнем, что этих ситуаций можно избежать, если ориентироваться на цены компаний, занимающихся комплексными поставками учебного оборудования.
Что делать, если заложенного бюджета не хватает?
Бывает и так, что к моменту проведения закупочной процедуры цены выросли, и заложенного бюджета не хватает. В этой ситуации можно поступить следующим образом.
- Сократить объем закупки. Например, отказаться от части оборудования, чтобы не выйти за пределы запланированной суммы.
- Увеличить финансирование. Это можно сделать, если в учреждении есть внутренняя экономия, полученная при проведении других торгов. Для этого нужно внести соответствующие изменения в план-график, причем не позднее одного дня до размещения сведений о закупке в ЕИС (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Центр комплексного снабжения учебных заведений «Ректор» – один из первопроходцев на рынке компаний-комплектовщиков. Мы не только оснащаем образовательные учреждения всем необходимым под ключ, но и поможем составить грамотное ТЗ с учетом требований Приказа МП РФ № 804, ФГОС, ГОСТов, СНиПов.
Обращайтесь, будем рады сотрудничеству.