Как сделать урок физики понятным и интересным для любого ученика
Многие школьники считают физику непонятным и скучным предметом, законы и формулы которого никак не связаны с повседневной жизнью. Поэтому интерес к ее изучению отсутствует. Однако педагогу вполне по силам сделать эту дисциплину увлекательной и ясной каждому ученику. Как именно? Давайте разбираться.
Демонстрация
С физическими явлениями дети сталкиваются каждый день, вот только не понимают этого. И задача педагога – показать роль физики в жизни. Для этого достаточно взять привычный всем смартфон и провести тему «Электролиты» на примере его аккумулятора или пояснить единицы измерения силы электротока на примере зарядного устройства, а также рассказать про полупроводники, оптику и устройства для передачи звука.
Для более детального рассмотрения разных тем есть демонстрационные приборы по механике, оптике, электричеству и другим областям этой науки. С их помощью учитель может воочию показать и сами явления, и законы, которым они подчиняются.
Такое абстрактное понятие, как волновое колебание, с наглядностью усваивается гораздо лучше
Практикум
Зубрежка сухих параграфов – это минимальная вероятность что-то запомнить. Если же практически измерить параметры или провести эксперимент, то усвоение будет легким и глубоким. Поэтому учителю нужно наполнять уроки осязаемыми задачами с использованием разнообразных лабораторных приборов. Это могут быть:
- измерители показателей электротока – вольтметр, амперметр;
- комплекты для изучения особенностей полупроводников;
- набор для исследования атмосферного давления;
- магниты;
- дифракционные решетки;
- пружины с разной жесткостью;
- реостаты и многое другое.
Не всегда нужно сложное оснащение, некоторые физические законы можно показать с помощью простых вещей
Такие приборы служат отличным раздаточным материалом для лабораторных работ по физике. Ученики в этом формате занятий трудятся либо индивидуально, либо в парах (как сидят за партами), либо командами. Последний вариант стоит выбирать в случае объемного эксперимента, проходящего в несколько этапов. Тогда можно распределить роли среди школьников: один будет готовить оборудование, другой – выбирать режим проведения, третий – записывать результаты и т. п.
Проекты
Проектная деятельность – один из приоритетов современного ФГОС. Это уже не просто фиксация прибором какого-либо физического явления (силы преломления света, напряжения тока и т. д.), а исследование, как разные параметры влияют друг на друга.
В средних классах уместны мини-проекты, которые укладываются в один-два урока. Как давление твердого тела зависит от площади поверхности, что влияет на траекторию брошенного предмета, каковы особенности последовательной и параллельной электроцепи – для всех этих тем можно приобрести комплекты для исследования и использовать их на уроках. Чем хорош такой подход: проведя ряд экспериментов, ученики делают выводы, которые запомнятся надолго, в отличие от просто прочитанного материала.
Проекты могут относиться сразу к нескольким школьным предметам, например физике, информатике и технологии
В старших классах проект может занимать и несколько недель. Ведь к исследованию добавляется еще поиск возможности практического применения, например, создание игрушки на основе полученных знаний и выявленных закономерностей. И обязательно – оформление проекта. Это может быть компьютерная презентация, видеоролик, журнал наблюдений и пр.
Центр «Ректор» предлагает приобрести разнообразное оснащение для кабинета физики, которое позволит избавиться от скуки на уроках и сделает сложный материал доступным и интересным.