Как учителю помочь первокласснику адаптироваться в школе
Каждый учитель начальной школы знает, что семилетки – самостоятельные личности, которые находятся на переходном этапе своей жизни. Из беззаботных малышей им нужно превратиться в ответственных школьников, и этот процесс не всегда протекает легко и быстро.
Особого внимания со стороны педагога требуют первые дни пребывания ребенка в школе. В это время проходит адаптация первоклассников к обучению, их привыкание к новому месту, коллективу, видам деятельности. Важно понимать, что неусидчивость, быстрая отвлекаемость, невнимательность, баловство – это не сознательные акты протеста, а особенности психики первоклассников. Не стоит одергивать детей, делать резкие замечания, нужно постараться заинтересовать их и сфокусировать свое внимание на их положительных качествах.

Для быстрой адаптации первоклассников к школе учителю нужно создать доброжелательную, дружескую атмосферу в классе
Рекомендации по адаптации первоклассников
Период адаптации первоклассников довольно длительный: психологическая адаптация длится примерно 4 недели, физиологическая дольше – до 8 недель. За это время ребенок привыкает не только к новой деятельности, но и к самому учителю: к его голосу, способу выражать эмоции, к требованиям, замечаниям и похвалам.
Универсальной методики для школьной адаптации первоклассников нет, но мы составили список рекомендаций, ориентируясь на советы психологов и опытных педагогов.
- Поддержка. В первые дни в школе дети особенно остро переживают свою неловкость, ошибки, неудачи. Важно не концентрировать внимание на промахах, не показывать неодобрение ни словами, ни жестами, ни мимикой. Дети очень чувствительны к проявлению участия и поддержки, начинают стараться, чтобы заслужить похвалу. А если стыдить и осуждать – закрываются, замыкаются в себе, становятся безынициативными.
- Помощь. В возрасте 6-7 лет многие дети могут выполнять задания только с помощью взрослого, подсказывающего порядок действий. Помогайте, в этом нет ничего страшно, со временем ребенок приобретет уверенность и начнет действовать самостоятельно.
- Отсутствие спешки. Во время учебной адаптации первоклассников главное – не торопиться, не спешить. В этот период начинают формироваться навыки чтения, письма и счета, пробелы в базовых знаниях порой не компенсируется за все годы учебы.
- Чередование занятий. Не стоит давать юным школьникам монотонных заданий, где требуется долго читать, писать, рассказывать, сосредотачиваться на одном предмете – дети быстро устают. В 1 классе уроки должны быть дробными: 10 минут почитали, столько же послушали, затем пописали. Особенно важен такой подход в построении занятий первые несколько месяцев учебы.
- Игровое обучение. Главная особенность адаптации первоклассников – игровая деятельность, хорошо знакомая дошколятам. Задача учителя – предлагать игры, в которых «спрятана» учебная задача. Такие занятия воспринимаются намного лучше, чем классические обучающие задания.
- Физкультминутки. Помочь адаптироваться первоклассникам без активной деятельности невозможно. Дети подвижны, им очень трудно часами сидеть на месте. Важно предлагать активные игры на переменах и проводить физкультминутки и пальчиковую гимнастику во время уроков. Выплеснув энергию, дети будут более внимательны и усердны.
- Дружба. Социальная адаптация первоклассника предполагает налаживание дружеских связей с учителем и одноклассниками. Нужно дать понять детям, что учитель – их понимающий помощник, к которому можно обратиться за помощью и поддержкой, а среди одноклассников можно найти хороших и близких друзей. Нужно предлагать детям игры на сплочение, занимательные совместные занятия: создание стенгазет, поделок, совместные экскурсии, походы и т. п.
- Индивидуальный подход. Сегодня 25 % детей медлительные, еще столько же – гиперактивные, есть дети, которые пишут левой рукой, слишком застенчивые, плаксивые – нужно проявлять терпение, находить подход к каждому такому ребенку, чтобы он не чувствовал себя «белой вороной».
- Важные вопросы. Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться в школе в первые месяцы учитель должен регулярно обсуждать с ними вопросы:
- Что значит быть школьником?
- Зачем нужно учиться?
- Как себя вести на уроках и переменах?
- Где находится столовая, библиотека, спортзал, как пройти в класс и т. п.
Также важно наладить контакт с родителями. Объяснить, что в период адаптации очень важна спокойная обстановка дома, увеличенное время прогулок, при необходимости сон после уроков – многие дети сильно устают. Чтобы не перегружать ребенка, нужно исключить кружки и «развивашки», повторяющие задания в школе. Не следует отзываться о школе в негативном ключе, наоборот, нужно объяснять, что учиться – это хорошо и важно, хвалить за успехи и поощрять тягу к знаниям.