Внимание! Минимальная сумма заказа на сайте: через корзину от 10 000 ₽. По Email от 30 000 ₽

0 товаров
0 Р

Как учителю помочь первокласснику адаптироваться в школе

14.09.2022

Каждый учитель начальной школы знает, что семилетки – самостоятельные личности, которые находятся на переходном этапе своей жизни. Из беззаботных малышей им нужно превратиться в ответственных школьников, и этот процесс не всегда протекает легко и быстро.

Особого внимания со стороны педагога требуют первые дни пребывания ребенка в школе. В это время проходит адаптация первоклассников к обучению, их привыкание к новому месту, коллективу, видам деятельности. Важно понимать, что неусидчивость, быстрая отвлекаемость, невнимательность, баловство – это не сознательные акты протеста, а особенности психики первоклассников. Не стоит одергивать детей, делать резкие замечания, нужно постараться заинтересовать их и сфокусировать свое внимание на их положительных качествах.

Первоклашки тянут руки

Для быстрой адаптации первоклассников к школе учителю нужно создать доброжелательную, дружескую атмосферу в классе

Рекомендации по адаптации первоклассников

Период адаптации первоклассников довольно длительный: психологическая адаптация длится примерно 4 недели, физиологическая дольше – до 8 недель. За это время ребенок привыкает не только к новой деятельности, но и к самому учителю: к его голосу, способу выражать эмоции, к требованиям, замечаниям и похвалам.

Универсальной методики для школьной адаптации первоклассников нет, но мы составили список рекомендаций, ориентируясь на советы психологов и опытных педагогов.

  1. Поддержка. В первые дни в школе дети особенно остро переживают свою неловкость, ошибки, неудачи. Важно не концентрировать внимание на промахах, не показывать неодобрение ни словами, ни жестами, ни мимикой. Дети очень чувствительны к проявлению участия и поддержки, начинают стараться, чтобы заслужить похвалу. А если стыдить и осуждать – закрываются, замыкаются в себе, становятся безынициативными.
  2. Помощь. В возрасте 6-7 лет многие дети могут выполнять задания только с помощью взрослого, подсказывающего порядок действий. Помогайте, в этом нет ничего страшно, со временем ребенок приобретет уверенность и начнет действовать самостоятельно.
  3. Отсутствие спешки. Во время учебной адаптации первоклассников главное – не торопиться, не спешить. В этот период начинают формироваться навыки чтения, письма и счета, пробелы в базовых знаниях порой не компенсируется за все годы учебы.
  4. Чередование занятий. Не стоит давать юным школьникам монотонных заданий, где требуется долго читать, писать, рассказывать, сосредотачиваться на одном предмете – дети быстро устают. В 1 классе уроки должны быть дробными: 10 минут почитали, столько же послушали, затем пописали. Особенно важен такой подход в построении занятий первые несколько месяцев учебы.
  5. Игровое обучение. Главная особенность адаптации первоклассников – игровая деятельность, хорошо знакомая дошколятам. Задача учителя – предлагать игры, в которых «спрятана» учебная задача. Такие занятия воспринимаются намного лучше, чем классические обучающие задания.
  6. Физкультминутки. Помочь адаптироваться первоклассникам без активной деятельности невозможно. Дети подвижны, им очень трудно часами сидеть на месте. Важно предлагать активные игры на переменах и проводить физкультминутки и пальчиковую гимнастику во время уроков. Выплеснув энергию, дети будут более внимательны и усердны.
  7. Дружба. Социальная адаптация первоклассника предполагает налаживание дружеских связей с учителем и одноклассниками. Нужно дать понять детям, что учитель – их понимающий помощник, к которому можно обратиться за помощью и поддержкой, а среди одноклассников можно найти хороших и близких друзей. Нужно предлагать детям игры на сплочение, занимательные совместные занятия: создание стенгазет, поделок, совместные экскурсии, походы и т. п.
  8. Индивидуальный подход. Сегодня 25 % детей медлительные, еще столько же – гиперактивные, есть дети, которые пишут левой рукой, слишком застенчивые, плаксивые – нужно проявлять терпение, находить подход к каждому такому ребенку, чтобы он не чувствовал себя «белой вороной».
  9. Важные вопросы. Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться в школе в первые месяцы учитель должен регулярно обсуждать с ними вопросы:
    1. Что значит быть школьником?
    2. Зачем нужно учиться?
    3. Как себя вести на уроках и переменах?
    4. Где находится столовая, библиотека, спортзал, как пройти в класс и т. п.

Также важно наладить контакт с родителями. Объяснить, что в период адаптации очень важна спокойная обстановка дома, увеличенное время прогулок, при необходимости сон после уроков – многие дети сильно устают. Чтобы не перегружать ребенка, нужно исключить кружки и «развивашки», повторяющие задания в школе. Не следует отзываться о школе в негативном ключе, наоборот, нужно объяснять, что учиться – это хорошо и важно, хвалить за успехи и поощрять тягу к знаниям.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!