Как выбрать школьную мебель для оснащения учебных кабинетов?

Мебель для школьных учреждений должна быть долговечной, эргономичной, гигиеничной, эстетичной, функциональной, отвечать педагогическим целям, соответствовать специфике предметной области, а также росту и возрасту учащихся. Изделия должны быть сертифицированы, а их конструкция предполагать частичную разборку для удобства доставки.
Образовательное учреждение согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ самостоятельно и под свою ответственность формирует материально-техническое оснащение.
Международные и национальные стандарты

Основополагающий принцип при подготовке Международного стандарта ISO 5970-79: конструкция сидений и столов базируется на антропометрических данных и обеспечивает правильную осанку. При этом разработчики и производители имеют известную свободу для выполнения специфических производственных, экономических или образовательных условий.
Стандарт включает семь размеров мебели для школьных кабинетов – столов (парт) и стульев (сидений), причем, высокие столы можно использовать для работы малорослых учащихся, которым необходимо некоторое время работать стоя для исправления осанки.
На основе ISO 5970-79 разработаны национальные стандарты РФ:
- ГОСТ 11015-93 «Столы ученические»;
- ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические»;
- ГОСТ 5994-93 «Парты»;
- ГОСТ 18314-93 «Столы ученические лабораторные»;
- ГОСТ 18313-93 «Столы для учителя»;
- ГОСТ 19549-93 «Столы ученические для черчения и рисования»;
- ГОСТ 19550-93 «Столы ученические для кабинетов иностранного языка»;
- ГОСТ 22359-93 «Стулья для актовых залов»;
- ГОСТ 18607-93 «Столы демонстрационные».
Единство стиля

Представьте себе, что вы закупаете мебель для школы в разных магазинах или мебельных фабриках: столы и стулья – в одном месте, шкафы для книг и папок – в другом, а мебель для лабораторий – в третьем. В каждой торговой точке – свои «правила игры», разные поставщики материалов и комплектующих, квалификация персонала и условия поставки. И самое главное: мебель неизбежно будет «пестрить» – отличаться по стилю, дизайну и цветовой гамме.
В итоге – время и деньги потрачены, а результат, который вы видите, ежедневно приходя на работу, не очень радует взгляд. А ведь единый стиль – это составная часть брендинга школы, ее «лица необщее выраженье». Впрочем, это – отдельная тема.
Кроме того, существует еще один неочевидный, но важный аспект использования школьной мебели – сохранение здоровья школьников.
Здоровье школьника

Зависимость здоровья человека от правильной конфигурации его позвоночника – известный медицинский факт. Правильная осанка закладывается в школе и именно на уроках у многих детей развивается сколиоз: 80 % осанки формируется сиденьем и партой (столом) и лишь 20 % – уроками физкультуры, подвижными играми, внешкольными развлечениями и занятиями спортом.
У школьника, сидящего на правильно подобранном стуле, колени образуют прямой угол, а тело опирается на спинку на уровне поясницы, при этом край сиденья не касается подколенных сгибов. Локоть ученика должен быть на 5-6 см ниже уровня столешницы (в положении сидя, руки свободно опущены). Во время работы расстояние от груди до края стола должно составлять ширину ладони, от глаз до книги (тетради) – 30-35 см, а передний край сиденья стула должен на 3-5 см перекрываться краем стола, обращенным к ученику.
Неправильно подобранные столы и парты приводят к нарушениям осанки и сколиозу, возникающим в результате продолжительной нагрузки на позвоночник во время сидячей работы, а те, в свою очередь, приводят к нарушениям функций нижнего отдела позвоночника, артрозу и артриту тазобедренных суставов.
Совершенное решение?

Проблему можно частично решить благодаря использованию парт-трансформеров с регулируемой высотой и наклоном. Ведь рост у детей одного возраста разный, а учебный кабинет комплектуется типовой мебелью. Разумеется, столы и стуулья должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Совершенных решений не бывает по определению, однако многих проблем можно избежать, получив «в сухом остатке» стильную качественную комплектацию – от одного поставщика, по оптовой цене и от лучших производителей (которых, кстати, еще надо найти).
Мы же работаем с ними много лет. Мы – это ООО «РЕКТОР».