Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ
Во избежание создания преимуществ одним участникам закупки и ущемления прав других закон 44-ФЗ запрещает прямое общение госзаказчиков с потенциальными поставщиками до завершения процедуры торгов и определения победителя. Но альтернативные способы коммуникации между ними на разных этапах тендера существуют. Рассмотрим, когда и в какой форме такое общение законно.

На этапе планирования
В начале года заказчики составляют и публикуют в ЕИС планы-графики закупок на финансовый год. Этому предшествует большая подготовительная работа. Контрактная служба собирает заявки и распределяет выделенный бюджет под приоритетные потребности, определяет наименование объектов закупок по КТРУ, лотирует и бюджетирует их, определяет примерные сроки проведения торгов.
На этом этапе закон не только не запрещает, но и приветствует консультации заказчиков с потенциальными поставщиками (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ). Цель таких консультаций — изучить конкурентную среду, определить лучшие технологии и модели товаров, определить объем финансового обеспечения закупок с учетом рыночных цен.
По закону общение инициирует заказчик, но ничто не мешает заинтересованному поставщику предложить свои услуги и получить информацию о планируемых закупках. Он может выяснить объем и предполагаемую стоимость предстоящих поставок, узнать, какие требования будут предъявляться к участнику торгов, в какие сроки нужно исполнить контракт. Это даст ему возможность лучше подготовиться к тендеру.
В ходе консультаций поставщики могут поднять вопросы и проблемы, которые заказчик не видит или не считает важными. Это поможет откорректировать спорные моменты в тендерных документах уже на этапе планирования.
На этапе общественного обсуждения
Относится не ко всем закупкам, а лишь тем, которые в соответствии со ст. 20 44-ФЗ подлежат публичному общественному обсуждению. Обычно это контракты, НМЦК которых превышает 2 млрд ₽.
Размещая в ЕИС план-график, заказчик обязан указать закупки, по которым будет проходить общественное обсуждение. С момента публикации плана-графика и до последнего дня срока, когда заказчик вправе отменить торги, все зарегистрированные в ЕИС участники могут направлять ему вопросы, замечания, предложения. Но не напрямую, а через электронную площадку. В течение двух дней заказчик обязан ответить на них.
По результатам общественного обсуждения заказчик может откорректировать тендерную документацию и даже отменить торги. Так что поставщики не должны упускать возможность защитить свои интересы.
Во время подготовки ТЗ и обоснования НМЦК
Формально это тоже этап планирования, но не закупочного процесса в целом, а каждой конкретной закупки. Перед размещением извещения заказчик готовит техническое задание, уточняет бюджет закупки. Чтобы корректно обосновать НМЦК, ему лучше всего запросить цены у нескольких поставщиков, сравнить их и выбрать оптимальный вариант. Если речь идет о приобретении сложного оборудования или обширной номенклатуры товаров, можно воспользоваться помощью поставщиков и при составлении ТЗ.
Например, директору школы нужно закупить оснащение для кабинетов физики и химии, а это сотни, если не тысячи наименований. Чтобы не прописывать требования к каждой пробирке, можно запросить типовые решения у компаний-комплектовщиков. Так в компании «Ректор» есть несколько типовых решений на каждый кабинет, из которых заказчик может выбрать то, что соответствует его потребностям и бюджету. Все товары подобраны с учетом требований ФГОС и приказа МП РФ № 804. Специалисты компании при необходимости помогут составить и грамотное техническое задание.
С одной стороны такое общение можно расценить как создание преимуществ одному из поставщиков. С другой стороны — это защита от недобросовестных участников торгов, которые могут сорвать контракт или, воспользовавшись недоработками в ТЗ, поставить не то, что надо. К тому же, если общение идет до объявления тендера, заказчика нельзя обвинить в нарушении контрактного законодательства. Главное открыто и прозрачно провести процедуру закупки, чтобы не получить жалобу в ФАС.
В процессе подачи заявок
Именно на этом этапе закупки закон запрещает вести какие-либо переговоры с участниками торгов (ст. 46 44-ФЗ). Чтобы дистанцировать стороны друг от друга, был введен посредник в лице оператора электронной площадки. Все общение идет через него. Помимо того, п. 2 ст. 46 44-ФЗ ограничивает общение участников закупки и с оператором ЭТП. Как посредник, он не имеет права разглашать конфиденциальную информацию и создавать преимущества для участия в электронной процедуре.
В период времени, отведенный на подачу заявок, поставщики могут обращаться к заказчику только посредством запросов о даче разъяснений положений документации. На каждую закупку поставщик может направить три запроса. Последний — не позднее, чем за три дня до окончания срока подачи заявок. Запрос нужно опубликовать в ЕИС и ждать официального ответа заказчика. Закон дает ему на его подготовку два дня.
Если времени для публикации запроса не осталось или поставщика не устраивает ответ, он может задать вопросы по телефону или электронной почте. Но это уже неформальное общение, и заказчик может не отвечать. В этом случае у поставщика остается один способ защитить свои интересы — направить жалобу в ФАС.
В строительных контрактах, подрядчик может обращаться к заказчику на этапе подачи заявок с просьбой выехать на объект, чтобы оценить фронт работ, в том числе скрытых. Это логичная просьба. Но если допустить на объект одного участника, другие расценят это как создание ему преимуществ. В подобной ситуации лучше всего официально опубликовать даты, когда можно посмотреть объект. Тогда информация будет доступна всем участникам, и они будут находиться в равных условиях.
В ходе подписания и исполнения контракта
После победы в торгах поставщик начинает общаться с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом, и наоборот. Они могут встречаться лично, разговаривать по телефону, переписываться.
Если возникли разногласия между сторонами все запросы и претензии нужно оформлять письменно и вручать контрагенту лично или отправлять по почте заказным письмом. Только так их можно будет использовать в качестве доказательства, если дело дойдет до жалобы в ФАС или судебного разбирательства.
Чем грозит нарушение запрета на переговоры в ходе закупочного процесса?
Если заказчик будет уличен третьей стороной в незаконных переговорах с участниками закупки, ему грозит в соответствии со ст. 107 44-ФЗ юридическая ответственность. В зависимости от последствий, к которым привело нарушение контрактного законодательства, к заказчику и его должностным лицам могут применить меры дисциплинарного взыскания, обязать возместить ущерб, привлечь к административной и даже уголовной ответственности.