Комплектация лабораторий в учебных заведениях: как выбрать посуду общего и специального назначения
Изучение химии и биологии в школе, а тем более в учреждениях профессионального образования включает проведение практических работ. На таких занятиях учащиеся приобретают опыт измерения, измельчения, нагревания, смешивания различных веществ. Какая посуда используется для этих манипуляций в химических, аналитических, фармацевтических лабораториях? Давайте разбираться.
Категории
Емкости для работы с веществами и препаратами в лаборатории делятся на такие разновидности: посуда общего назначения, мерная, специальная.
К общей относятся универсальные предметы, которые могут быть использованы для различных операций. Это колбы, стаканы, воронки, чаши, пробирки. Мерные варианты – это сосуды с нанесенной на них шкалой (пипетки, цилиндры, колбы, пробирки). Они нужны для определения объема жидких и сыпучих веществ. Обе группы востребованы и в школьном кабинете химии, и на университетской кафедре.

Образцы мерных емкостей
К категории специальной посуды для лаборатории относятся предметы для особых манипуляций:
- холодильники,
- дефлегматоры,
- тигли,
- капельницы,
- колбы Вюрца,
- аппараты Киппа,
- склянки Тищенко и пр.
Такое оснащение, в основном, необходимо для заведений профессионального образования, в которых не просто знакомятся с основами химии, а ставят сложные опыты, учатся составлять смеси и извлекать вещества, проводят аналитические исследования.
Материалы изготовления
К лабораторной посуде предъявляют следующие требования. Она должна быть:
- химически инертной – чтобы не вступала во взаимодействие с щелочами, кислотами и прочими сильнодействующими соединениями;
- износостойкой – на ней не должны появляться царапины, сколы, помутнения;
- прочной – чтобы не билась и лопалась от нечаянных ударов или сжатий;
- устойчивой к повышенной температуре – ведь многие реакции происходят при нагревании.
Таким требованиям соответствует стекло, фарфор, полипропилен. Из первого изготавливают лабораторную посуду для химической лаборатории всех вышеперечисленных названий – общую, специальную, мерную. Предметы, предназначенные для работы с высокой температурой, делают из жаропрочного стекла, а емкости для хранения и отмеривания – из обычного.
Фарфор применяют для изготовления узкоспециализированного оснащения, ведь он непрозрачен и достаточно тяжел, зато более прочен и термостоек, чем стекло. Из него делают ступки и пестики для растирания, шпатели для набора вещества, а также тонкостенные чаши для выпаривания, которые без проблем переносят перепады температуры хоть в муфельной печи, хоть на газовой горелке.
Полипропилен пользуется особой популярностью из-за легкости – даже большие контейнеры и боксы из него имеют малый вес. А поскольку он не боится агрессивных веществ и нагревания, то кроме тары из него изготавливают разнообразную лабораторную посуду для опытов: воронки, пипетки, пробирки, наконечники.

Посуда должна быть устойчива к красителям
Маркировка
На каждом предмете должны быть обозначения, содержащие такие характеристики:
- объем с указанием единиц измерения;
- марка (для стекла и полипропилена), сорт (для фарфора),
- данные о заводе-изготовителе.
На стеклянных пробирках, мензурка, колбах еще делают матовый участок – для лабораторных записей.
На мерных емкостях присутствует градуированная шкала. Ее наносят специальной краской, которая, во-первых, «въедается» в стекло благодаря диффузии, а значит, держится долгое время, во-вторых, обладает высокой контрастностью, поэтому видна даже при работе с темноокрашенными растворами.
Образцы посуды, используемой в химических лабораториях учебных заведений, можно подобрать в каталоге центра «Ректор» – тут представлены разнообразные названия, сопровождаемые фото.