Логопедические занятия для дошкольников и школьников: от постановки звуков зондами до развития речи в театрализации
Работу логопеда зачастую представляют однобоко, считая, что она заключается лишь в обучении правильно выговаривать звуки. На самом деле, задач у этого специалиста намного больше и воздействие его на речь ребенка гораздо обширнее.
Обязанности логопеда
- Исправлять неверное произношение звуков.
- Обучать правильно пользоваться речевым аппаратом.
- Помогать различать на слух разные звуки.
- Исправлять неверные грамматические формы слов и подсказывать нужные.
- Способствовать расширению лексического запаса.
- Учить правильному интонированию.
- Развивать умение строить связный рассказ.
Формы логопедических занятий
Специалист использует в работе три вида занятий
Групповые. Они востребованы в специализированных заведениях – логопедическом саду или в школе с логопедическими классами. Логопед занимается с детьми, у которых есть проблемы с речью, и решает их сразу со всеми участниками коллектива.
Занятия в микрогруппах. На них присутствуют 3–4 человека с одной и той же проблемой, например неумением выговаривать «р». Детям нужны одинаковые упражнения, поэтому целесообразно учить их вместе, да и ребятишкам так интереснее.
Индивидуальные занятия. Чаще всего это работа с постановкой звуков – тут специалист просто физически не сможет уделять внимание нескольким ученикам.
Что включают групповые занятия
- Игры с природными материалами – песком, крупой, шишками, семенами. Это развивает мелкую моторику, которая напрямую влияет на состояние речевого аппарата. Кроме того, проговаривание вслух происходящего способствует расширению словарного запаса и становлению фонематического слуха.

Совершенствовать мелкую моторику можно и с помощью кубиков «Лего»
- Прослушивание небольших литературных произведений и их пересказ. Это развивает связную речь, умение выделять главное и навык составления логического рассказа.
- Обсуждение определенной темы: времени года, праздника, профессии, фруктов, животных и т. д. Такой метод используют для обогащения лексикона детей и отработки грамматических форм. Особо эффективны такие уроки с использованием наглядных материалов, например демонстрационных карточек с красочными рисунками.
- Театрализованные представления, в которых у каждого ребенка свои реплики. Их надо произнести четко, ясно, с заданной интонацией и громкостью. Так многие вопросы постановки правильной речи решаются интересным для детей способом.
Как работают в микрогруппах
Здесь делают упор на развитие фонематического слуха и совершенствование произношения. Воспитанники/ученики выполняют упражнения на распознавание правильно и неправильно произнесенных слов, играют в словесные игры, которые требуют четкого различения звуков. Также учат стихи и скороговорки с трудновыговариваемым на данном этапе звуком.
Особенности индивидуальных занятий
Логопед решает проблемы, связанные с речевым аппаратом. Ведь никакие скороговорки и словесные игры не помогут правильно произносить «ш» или «р», если губы и язык, мышцы мягкого нёба и челюстей не работают должным образом.
Поэтому при индивидуальном общении логопед занимается с ребенком разными видами гимнастики:
- артикуляционной – для разогрева мышц;
- дыхательной – чтобы активизировать ротовой выдох (именно на нем строится речь);
- голосовой – пропевание гласных, чтобы разогреть связки.

Так выглядит дыхательная гимнастика
Также на этих занятиях ставят звуки – проводят комплекс мер по приданию речевому аппарату определенного положения. К примеру, для воспроизведения свистящих язык надо свернуть желобком, а чтобы произнести «ш» – прижать его к верхним коренным зубам. Помогают в этом деле зеркала, которые дают детям возможность отслеживать свои мимические движения, а также логопедические зонды – инструменты, позволяющие расположить язык необходимым образом.
Если у ребенка понижен или, наоборот, повышен тонус языка и лицевых мускулов, то специалист дополнительно делает массаж специальными приспособлениями.
На сайте центра «Ректор» можно приобрести логопедические зонды, зеркала, массажеры, тренажеры и прочее оборудование для кабинета логопеда в детском саду или школе.