Внимание! Минимальная сумма заказа на сайте: через корзину от 10 000 ₽. По Email от 30 000 ₽

0 товаров
0 Р

Логопедические занятия для дошкольников и школьников: от постановки звуков зондами до развития речи в театрализации

29.01.2021

Работу логопеда зачастую представляют однобоко, считая, что она заключается лишь в обучении правильно выговаривать звуки. На самом деле, задач у этого специалиста намного больше и воздействие его на речь ребенка гораздо обширнее.

Обязанности логопеда

  • Исправлять неверное произношение звуков.
  • Обучать правильно пользоваться речевым аппаратом.
  • Помогать различать на слух разные звуки.
  • Исправлять неверные грамматические формы слов и подсказывать нужные.
  • Способствовать расширению лексического запаса.
  • Учить правильному интонированию.
  • Развивать умение строить связный рассказ.

Формы логопедических занятий

Специалист использует в работе три вида занятий

Групповые. Они востребованы в специализированных заведениях – логопедическом саду или в школе с логопедическими классами. Логопед занимается с детьми, у которых есть проблемы с речью, и решает их сразу со всеми участниками коллектива.

Занятия в микрогруппах. На них присутствуют 3–4 человека с одной и той же проблемой, например неумением выговаривать «р». Детям нужны одинаковые упражнения, поэтому целесообразно учить их вместе, да и ребятишкам так интереснее.

Индивидуальные занятия. Чаще всего это работа с постановкой звуков – тут специалист просто физически не сможет уделять внимание нескольким ученикам.

Что включают групповые занятия

  • Игры с природными материалами – песком, крупой, шишками, семенами. Это развивает мелкую моторику, которая напрямую влияет на состояние речевого аппарата. Кроме того, проговаривание вслух происходящего способствует расширению словарного запаса и становлению фонематического слуха.
На фото – ребенок с кубиками «Лего» на занятии у логопеда

Совершенствовать мелкую моторику можно и с помощью кубиков «Лего»

  • Прослушивание небольших литературных произведений и их пересказ. Это развивает связную речь, умение выделять главное и навык составления логического рассказа.
  • Обсуждение определенной темы: времени года, праздника, профессии, фруктов, животных и т. д. Такой метод используют для обогащения лексикона детей и отработки грамматических форм. Особо эффективны такие уроки с использованием наглядных материалов, например демонстрационных карточек с красочными рисунками.
  • Театрализованные представления, в которых у каждого ребенка свои реплики. Их надо произнести четко, ясно, с заданной интонацией и громкостью. Так многие вопросы постановки правильной речи решаются интересным для детей способом.

Как работают в микрогруппах

Здесь делают упор на развитие фонематического слуха и совершенствование произношения. Воспитанники/ученики выполняют упражнения на распознавание правильно и неправильно произнесенных слов, играют в словесные игры, которые требуют четкого различения звуков. Также учат стихи и скороговорки с трудновыговариваемым на данном этапе звуком.

Особенности индивидуальных занятий

Логопед решает проблемы, связанные с речевым аппаратом. Ведь никакие скороговорки и словесные игры не помогут правильно произносить «ш» или «р», если губы и язык, мышцы мягкого нёба и челюстей не работают должным образом.

Поэтому при индивидуальном общении логопед занимается с ребенком разными видами гимнастики:

  • артикуляционной – для разогрева мышц;
  • дыхательной – чтобы активизировать ротовой выдох (именно на нем строится речь);
  • голосовой – пропевание гласных, чтобы разогреть связки.
На фото – логопед занимается с девочкой дыхательной гимнастикой

Так выглядит дыхательная гимнастика

Также на этих занятиях ставят звуки – проводят комплекс мер по приданию речевому аппарату определенного положения. К примеру, для воспроизведения свистящих язык надо свернуть желобком, а чтобы произнести «ш» – прижать его к верхним коренным зубам. Помогают в этом деле зеркала, которые дают детям возможность отслеживать свои мимические движения, а также логопедические зонды – инструменты, позволяющие расположить язык необходимым образом.

Если у ребенка понижен или, наоборот, повышен тонус языка и лицевых мускулов, то специалист дополнительно делает массаж специальными приспособлениями.

На сайте центра «Ректор» можно приобрести логопедические зонды, зеркала, массажеры, тренажеры и прочее оборудование для кабинета логопеда в детском саду или школе.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!