Образование без границ: какое оборудование должно быть в развивающем центре для детей с ОВЗ
При обустройстве развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, что их проблемы носят, как правило, комплексный характер. Они касаются и физической, и психологической, и социальной сфер. И для решения задач, связанных с той или иной стороной жизни, понадобится свое оснащение. Рассмотрим подробнее, что же стоит приобрести для подобного заведения.
Прежде всего следует сделать вход в здание максимально доступным: оборудовать пандус, установить трехуровневые перила на лестнице, оснастить двери автоматической системой открывания.
Физическое развитие
Для совершенствования тела и укрепления здоровья одним ребятам подходят обычные уроки физкультуры, другие же нуждаются в серьезных лечебно-оздоровительных процедурах. В зависимости от того, с какими детьми собирается работать центр, понадобятся:
- тренажеры, способствующие укреплению мышц, для колясочников;
- спортивный инвентарь с яркой маркировкой и звуковыми сигналами для инвалидов по зрению;
- реабилитационное оборудование для детей с ОВЗ, полученными в результате травм или детского церебрального паралича: вертикализаторы, приспособления для разработки верхних и нижних конечностей, балансиры и т. п.;
- оснащение для кабинета ЛФК (массажеры, медицинболы, шведские стенки, гимнастические палки и пр.) для всех категорий юных посетителей центра.

Комплексы ЛФК подбирают педиатр и эрготерапевт
Развитие речи
Неправильное произношение звуков, скудный лексический запас, неумение выстроить связный рассказ… Решить эти проблемы у детей с ОВЗ поможет логопед, а для занятий ему понадобится такое оборудование:
- для постановки артикуляции – стол с зеркальной надстройкой, логопедические зонды и массажеры, зеркала с отверстием;
- для тренировки речевого дыхания – свистки, дудочки, бумажные гудки-языки;
- для развития связной речи – карточки с изображением предметов, сюжетные картинки;
- для совершенствования мелкой моторики – карандаши и альбомы для рисования, пластилин, кинетический песок, бумага для аппликаций.
Интеллектуальное развитие
Для работы с вниманием, памятью, мыслительными процессами у детей с ОВЗ в центре необходимо иметь разнообразное игровое оборудование: пирамидки, проволочные лабиринты, конструкторы, шнуровки, сенсорные панели. Также стоит приобрести наборы для формирования навыков тактильного различения, сравнения по звучанию и весу, строительства по образцу.
Развитие коммуникативных навыков
Общение с другими людьми у детей с ОВЗ зачастую ограничено – либо в силу физических причин (сложно выйти во двор или добраться до детского сада), либо из-за психологических особенностей (ЗПР, аутизм и пр.). Чтобы такие малыши смогли влиться в социум, надо особое внимание уделять формированию у них коммуникативных навыков.
Занимается этим психолог, который берет на вооружение различные игрушки – куклы, плюшевых зверят, машинки, наборы для профессий, фигурки из Lego – и вовлекает детишек в сюжетно-ролевые игры. В процессе такой деятельности ребята постепенно учатся общаться друг с другом.

Пальчиковый театр и мелкую моторику развивает, и общаться стимулирует, и речь улучшает
Уголок для релаксации
Умение расслабляться – полезный навык, особенно для людей с проблемным здоровьем. А после занятий в развивающем центре, требующих усилий и погружения в непривычную среду, снять стресс следует непременно. Поэтому в заведении стоит выделить помещение для отдыха юных посетителей и их родителей, установить там мягкую мебель и воздушно-пузырьковые колонны, наблюдение за которыми успокаивает даже самых тревожных и напряженных.
Оборудование и пособия для развития и обучения детей с ОВЗ можно купить в центре «Ректор». У нас большой выбор товаров и доступные цены.