Организация режима дня в детском саду по группам
Значение режима дня в детском саду сложно переоценить. Правильно составленный график активностей и отдыха обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет от переутомления, позволяет укрепить здоровье и добиться максимальной пользы от развивающих занятий.

Распорядок дня формируется с учетом психологических особенностей дошкольников: нагрузки распределяются равномерно, нет стрессовых факторов
Необходимость соблюдения режима дня в детском саду прописана во ФГОС и СанПиН. Важно придерживаться следующих принципов:
- Дети должны полноценно питаться в установленное время и иметь обеденный сон достаточной продолжительности.
- В саду прививают навыки гигиены: дети моют руки перед едой, в летнее время моют ноги после прогулки, раз в неделю производится смена постельного белья.
- Дошкольники должны ежедневно гулять, заниматься активной деятельностью, трудовыми, развивающими и обучающими занятиями.
- Важно предусмотреть время для групповых и самостоятельных игр, уроков физкультуры, музыкальных занятий.
- Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого малыша, развивать культурные навыки воспитанников, поощрять к труду, создавать благожелательную обстановку в коллективе.
Режим дня дошкольников в детском саду должен соответствовать возрастным особенностям, поэтому для разных групп формируются индивидуальные графики.

Дошкольников нужно вводить на прогулку в любое время года, если идет дождь, игры проводятся в крытом павильоне
Режим дня ребенка в детском саду
Обязательные мероприятия в ДОУ:
- Прием и осмотр воспитанников.
Ежедневно с 7 до 8 утра родители приводят малышей в детский сад. Принимая ребенка, воспитатель спрашивает, как себя чувствует малыш, какое у него настроение. Медработник или помощник воспитателя измеряет температуру. Удобнее всего это делать бесконтактным термометром для лба. Затем ребенок переодевается и проходит в группу.
- Зарядка.
Когда все дети собрались, воспитатель проводит зарядку, чтобы взбодрить малышей и подготовить к продуктивному дню. Утренняя зарядка непродолжительная, включает 6-8 упражнений, которые повторяются несколько раз.

В старших группах можно поручить ведение зарядки воспитанникам и менять «тренера» ежедневно, чтобы каждый попробовал себя в этой роли
- Прием пищи.
Завтрак и каждый последующий прием пищи начинается с мытья рук. Затем дети от 3-х лет помогают накрывать столы: разносят корзинки с хлебом, салфетки, столовые приборы. Когда порции подготовлены, малыши усаживаются за столы. Воспитатель следит за правильным поведением детей за столом. В большинстве детских садов предусмотрено три приема пищи: завтрак, обед, полдник, также может быть введен второй завтрак и ужин (при продолжительной работе ДОУ).
- Игровая деятельность.
В течение дня у малышей должно быть время для игр. Игры помогают детям развивать воображение, мыслительную и речевую деятельности, самостоятельность. Дети могут возводить конструкции из мягких модулей, конструктора, играть игрушками, в настольные игры, а также в тематических уголках «Парикмахерская», «Больница», «Кухня» и др. Обычно свободное время для игр выделяется перед завтраком, во время прогулки, после полдника.
- Непосредственная образовательная деятельность (занятия).
Режим дня в детском саду обязательно включает развивающие занятия: окружающий мир, развитие речи, рисование, лепку, аппликацию, сюжетно-ролевые игры. Чем старше дети, тем больше занятий добавляется: вводится простая математика, русский и английский языки, литературное чтение. Обязательно проводятся музыкальные и спортивные занятия, занятия с психологом, при необходимости – с логопедом.
- Прогулка.
Если позволяет погода, дети гуляют дважды в день: до обеда и после полдника. Максимальная продолжительность прогулок – до 4 часов в день. Морозной зимой и в непогоду, время прогулок сокращается до комфортного. Малышей не выводят гулять в сильный ветер и когда мороз ниже –15 °С, старших дошкольников можно выводить на кратковременную прогулку до –20 °С.
- Сон-час.
После обеда детей укладывают на дневной сон. Сон-час в ДОУ длится не менее двух часов. Чтобы детям было проще заснуть, воспитатель читает или включает аудиосказку.
Для знакомства детей с режимом ДОУ в группе можно разместить плакат или стенд «Распорядок дня» с тематическими картинками, перечнем занятий и часами. Дети смогут по картинкам рассказывать, что они делают в саду и учиться выставлять время на часах.

На картинке – пример оформления стенда для знакомства малышей с режимом дня в детском саду
Организация режима для по группам
Все группы ДОУ придерживаются примерно одного и того же режима, отличается только содержание занятий и их продолжительность – чем старше дети, тем дольше они способны удерживать внимание. И еще малышам выделяется больше времени на еду и подготовку к прогулкам, так как они еще неуверенно владеют столовыми приборами и одеваются дольше.
Для наглядности представим приблизительный режим дня в детском саду в виде таблицы.
Мероприятия |
Режим дня в младшей группе детского сада |
Режим дня в средней группе детского сада |
Режим дня в старшей группе детского сада |
Режим дня в подготовительной группе детского сада |
Прием и осмотр, игровая деятельность |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
Зарядка |
8:00 – 8:10 |
8:00 – 8:10 |
8:00 – 8:15 |
8:00 – 8:15 |
Завтрак |
8:10 – 8:40 |
8:10 – 8:40 |
8:15 – 8:40 |
8:15 – 8:40 |
Подготовка к занятиям |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
Занятия с паузами на отдых |
9:00 – 9:40 |
9:00 – 9:50 |
9:00 – 10:20 |
9:00 – 10:50 |
Сборы на прогулку, прогулка (индивидуальные занятия с детьми – логопед, психолог и др.) |
9:40 – 12:00 |
9:50 – 12:00 |
10:20 – 12:20 |
10:50 – 12:30 |
Возвращение с прогулки, игры |
12:00 – 12:30 |
12:00 – 12:30 |
12:20 – 12:40 |
12:20 – 12:40 |
Обед |
12:30 – 13:00 |
12:30 – 13:00 |
12:40 – 13:05 |
12:40 – 13:05 |
Сон-час |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
Подъем, переодевание, прически девочкам, закаливание |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
Полдник |
15:30 – 16:00 |
15:30 – 16:00 |
15:30 – 15:50 |
15:30 – 15:50 |
Игры |
16:00 – 17:00 |
16:00 – 17:00 |
15:50– 17:00 |
15:50– 17:00 |
Прогулка, уход домой |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
В дни проведения утренников или каких-либо других мероприятий распорядок дня может меняться, но в большинстве случаев он стабилен. Дети быстро привыкают к режиму, чувствуют себя спокойно и всегда знают, когда время для прогулки, для занятий и для свободных игр.