Проект «Доступная среда»: что надо знать закупщику
Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычной школе? Могут и должны. Именно на этом строится идея инклюзивного образования, при котором общество не изолирует детей-инвалидов в школах коррекции, а предоставляет им равные возможности со здоровыми сверстниками. Важнейшее условие реализации этой идеи — создание в каждом учебном заведении доступной образовательной среды. Что для этого нужно, поговорим в статье.

Цели проекта «Доступная среда»
Проект «Доступная среда» в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования — часть большой государственной программы, утвержденной ПП РФ № 363 от 29 марта 2019 г. Его реализация направлена на достижение благородных целей:
- Исключить любую дискриминацию детей по состоянию здоровья, создать условия, которые будут удовлетворять образовательные потребности каждого ребенка.
- Обеспечить безболезненную адаптацию и социализацию детей с ОВЗ и инвалидностью в школе и, как результат на будущее, — полноценную интеграцию в общество.
Первый шаг на пути к достижению этих целей — создать в учебном заведении безбарьерную среду, которая обеспечит всем детям равный доступ к образовательным ресурсам и совместное обучение здоровых детей и школьников с ОВЗ.
Что такое безбарьерная среда?
Если руководитель учреждения хочет, чтобы любой ребенок независимо от диагноза чувствовал себя в учебном заведении комфортно, он должен продумать каждую деталь окружающего его образовательного пространства.
Доступная безбарьерная среда включает:
- на входе в учебное заведение — широкий пологий пандус с ограждающими бортиками и поручнями, удобную дверь с автоматической системой открывания и звонком, информацию о ее ширине и открывающихся частях;
- на лестницах — подъемники, противоскользящее покрытие, верхнюю и нижнюю ступени контрастного цвета (для слабовидящих детей);
- в коридорах — поручни по периметру, рельефное покрытие полов, ширину дверных проемов достаточную для передвижения на инвалидной коляске;
- в раздевалке — отдельную удаленную от прохода зону с поручнями и скамейкой;
- в санузле — отдельную просторную туалетную кабинку с широким дверным проемом (не менее 90 см), поручнями, подвесными трапециями, штангами и т. д.;
- в столовой — не проходную, но не изолированную зону с широкими проходами недалеко от буфетной стойки;
- в спортзале — отдельную раздевалку, душевую и туалет с дверными проемами и проходами не менее 90 см;
- в школьной библиотеке — кафедру выдачи книг и несколько столов в читальном зале не выше 70 см;
- в школьных кабинетах — дополнительное пространство возле одной или нескольких парт, ширину проходов, свободное место у доски от 90 см, удобные съезды с возвышений;
- на территории — ровное твердое нескользящее покрытие, сглаженные перепады высоты, пологие съезды, маркировку направления движения яркими цветами.
Какое оборудование понадобится для создания доступной образовательной среды?
Оборудование для создания доступной среды можно разбить на несколько групп.
1. Для оснащения безбарьерного пространства
Сюда входит все, что понадобится для создания безбарьерной среды, о которой мы говорили выше: поручни, противоскользящее покрытие, автоматические системы открывания дверей, мобильные пандусы и подъемники, световые и звуковые маяки, яркие тактильные накладки и наклейки с маркировкой, мнемосхемы и т. п.
2. Для организации учебного процесса детей с ОВЗ
Специальное учебное оборудование понадобится для детей с проблемами зрения и слуха. Так, для слабовидящих детей широко используются рельефно-графические учебные пособия, учебники с рельефно-точечным шрифтом Брайля, цифровые аудиоматериалы, особые комплектующие для компьютерной техники, видеоувеличители. Детям с проблемами слуха нужны электроакустические приборы с индивидуальными наушниками.
Понадобится специальное оборудование и для спортивного зала. К нему относятся разнообразные тренажеры для реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
3. Для организации досуга детей с ОВЗ
Разнообразные игровые наборы для визуально-сенсорного восприятия, тактильные настольные игры, развивающие комплекты, звуковые мячи широко используются в инклюзивных детских садах. Но они нужны и в школе, особенно начальной, чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя ущемленными на переменах и во внеурочное время.
Требования к оборудованию для детей с ОВЗ
В 2015 году вышло специальное постановление Главного государственного санврача РФ № 96 от 10.07.2015 о требованиях к учебным заведениям, осуществляющим инклюзивную образовательную деятельность. Оно устанавливает требования к:
- зданию и территории;
- помещению;
- оборудованию;
- наполняемости инклюзивных классов (групп);
- режиму дня;
- учебному процессу и т. д.
Оборудование для создания доступной среды должно полностью соответствовать этим требованиям, быть безопасным и обязательно иметь сертификаты соответствия.
Где и как купить оборудование для реализации проекта «Доступная среда»
Чтобы купить сертифицированное оборудование для детей с ОВЗ, нужно, во-первых, грамотно составить техническое задание. Часть товаров этой категории есть в КТРУ — именно оттуда нужно брать наименование и описание предмета закупки. Если товара в КТРУ нет, используйте для описания ОКПД2, действующие ГОСТы и Технические регламенты.
Второе важное условие — выбор надежного поставщика с опытом комплектации подобных заведений. В компании «Ректор» вы найдете большой выбор сертифицированных товаров для создания безбарьерной образовательной среды под ключ. Вам не придется искать оборудование у разных поставщиков, все необходимое вы сможете приобрести в одном месте, в том числе в рамках госзакупки.