Проведение закупок для учреждения образования по 223-ФЗ
Закупочная деятельность учреждений образования в основном регламентируется Федеральным законом № 44-ФЗ. Но часть закупок может быть выведена и в сферу регулирования Закона № 223-ФЗ. Когда это возможно, какими нормативно-правовыми актами регулируется, что отличает закупки по 223-ФЗ от 44-ФЗ – разбираемся в статье.

В каких случаях образовательное учреждение может проводить торги по 223-ФЗ?
Случаи, когда учреждения образования могут закупаться по 223-ФЗ, оговорены в ч. 2 ст. 15 44-ФЗ. Это закупки за счет средств, полученных из внебюджетных источников финансирования. К ним относятся:
- гранты;
- благотворительные взносы;
- безвозмездные пожертвования;
- деньги, полученные в подарок, по завещанию;
- субсидии за победы в различных конкурсах;
- самостоятельно заработанные средства (больше касается профтехнического и высшего образования) и т. п.
Закон 223-ФЗ также можно применять в рамках госконтрактов, где в качестве исполнителя выступает само бюджетное учреждение и закупает товары для реализации предусмотренных контрактом договорных обязательств.
Чтобы проводить закупочную деятельность по 223-ФЗ, образовательное учреждение должно разработать собственное положение о закупках, как это предусмотрено ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, и опубликовать его в ЕИС до начала года. Если заказчик не успел это сделать, применить 223-ФЗ в течение текущего года он не сможет. При этом законодатель не запрещает использовать внебюджетные средства в закупках по 44-ФЗ.
Но если положение о закупке утверждено и размещено в ЕИС, его действие сохраняется минимум год. Его нельзя произвольно отменить и перейти на другой формат торгов.
Как составить положение о закупках по 223-ФЗ?
В закупках по 44-ФЗ все нюансы торгов жестко регламентируются законом. Чего не скажешь про 223-ФЗ. В нем законодатель предоставляет заказчику гораздо больше свободы. Он дает ему право разработать собственное положение о закупке, где тот может прописать более мягкие или наоборот более жесткие правила отбора поставщика по сравнению с 44-ФЗ.
После того как положение утверждено и опубликовано, заказчик обязан его неукоснительно соблюдать. Если он будет нарушать собственные же правила, это чревато жалобами в УФАС и штрафами. Вот почему к разработке этого документа нужно подходить максимально ответственно.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ положение заказчика должно содержать ряд обязательных требований. К ним относятся:
- порядок осуществления процедуры торгов;
- способы отбора поставщиков и условия, при которых используется тот или иной способ;
- порядок определения и обоснования НМЦК;
- требования к потенциальным поставщикам;
- перечень документов для участия в тендере и подробная информация о том, какие сведения в них должны быть;
- порядок, принципы и критерии оценки заявок;
- порядок заключения, внесения изменений и исполнения контракта, другие важные моменты.
Чтобы облегчить заказчикам подготовку этого документа, Министерство образования и науки РФ разработало типовое положение о закупке ТРУ для бюджетных образовательных учреждений. Действующая редакция документа утверждена приказом Минобрнауки РФ № 275 от 30.03.2022 г. Обычно его берут за основу и дополняют с учетом специфики деятельности учреждения.
Есть ли случаи, когда можно выбрать между 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Если речь идет о прямом финансировании из государственного или муниципального бюджета, тратить эти деньги закон предписывает исключительно в рамках 44-ФЗ. Закупки на внебюджетные средства можно проводить и по одному, и по другому закону. Но, повторимся, 223-й закон можно применять лишь при условии, что заказчик утвердил и опубликовал соответствующее положение до начала года. В противном случае придется все покупать по 44-ФЗ.
Что принципиально отличает закупки по 223-ФЗ от 44-ФЗ?
Мы уже сказали, что закон 44-ФЗ по сравнению с 223-ФЗ более строгий. С одной стороны, заказчику это на руку, поскольку все аспекты процедуры уже продуманы законодателем и от себя можно ничего не добавлять. С другой стороны – у него почти не остается рычагов влияния на отбор поставщиков. Кто поставит более низкую цену, тот и выиграет. А это не всегда гарантирует необходимое качество.
Закон 223-ФЗ в этом плане дает больше возможностей. Так, 44-ФЗ запрещает требовать у потенциальных поставщиков наличия собственной ресурсной базы, подтверждать опыт поставок, положительную деловую репутацию, поскольку это ограничивает количество участников. 223-й закон дает участнику право включать в положение о закупке не только ценовые, но и квалификационные требования.
Есть у закупок по 223-ФЗ и другие отличия:
- Более широкий выбор способов отбора поставщиков: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. Главное, оговорить их в положении о закупке.
- Сроки подачи заявок, порядок внесения изменений в закупочную документацию, временные рамки всех этапов процедуры торгов регулируются не статьями закона, как в 44-ФЗ, а прописываются в положении о закупках.
- Электронные торги по 223-ФЗ могут проходить как на восьми площадках, аккредитованных для 44-ФЗ, так и на любых других, где предусмотрена эта функция. Всего для тендеров по 223-ФЗ существует около 150 ЭТП.
- Больше свободы у заказчика и в вопросах обеспечения заявки и контракта. Он сам решает, в каком размере и каким способом их требовать. Так, заявки на закупки до 5 млн ₽ можно подавать без обеспечения, в то время как по 44-ФЗ этот порог равен 1 млн ₽.
Специалисты заказчика должны гибко подходить к выбору процедуры закупки. Если учреждение располагает постоянным источником внебюджетных средств, есть смысл разработать собственное положение и часть закупок проводить по 223-ФЗ. Но если это разовое поступление, лучше провести торги по 44-ФЗ.