0 товаров
0 Р

Проведение закупок для учреждения образования по 223-ФЗ

14.06.2023

Закупочная деятельность учреждений образования в основном регламентируется Федеральным законом № 44-ФЗ. Но часть закупок может быть выведена и в сферу регулирования Закона № 223-ФЗ. Когда это возможно, какими нормативно-правовыми актами регулируется, что отличает закупки по 223-ФЗ от 44-ФЗ – разбираемся в статье.

Заключение договора по 223-ФЗ

В каких случаях образовательное учреждение может проводить торги по 223-ФЗ?

Случаи, когда учреждения образования могут закупаться по 223-ФЗ, оговорены в ч. 2 ст. 15 44-ФЗ. Это закупки за счет средств, полученных из внебюджетных источников финансирования. К ним относятся:

  • гранты;
  • благотворительные взносы;
  • безвозмездные пожертвования;
  • деньги, полученные в подарок, по завещанию;
  • субсидии за победы в различных конкурсах;
  • самостоятельно заработанные средства (больше касается профтехнического и высшего образования) и т. п.

Закон 223-ФЗ также можно применять в рамках госконтрактов, где в качестве исполнителя выступает само бюджетное учреждение и закупает товары для реализации предусмотренных контрактом договорных обязательств.

Чтобы проводить закупочную деятельность по 223-ФЗ, образовательное учреждение должно разработать собственное положение о закупках, как это предусмотрено ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, и опубликовать его в ЕИС до начала года. Если заказчик не успел это сделать, применить 223-ФЗ в течение текущего года он не сможет. При этом законодатель не запрещает использовать внебюджетные средства в закупках по 44-ФЗ.

Но если положение о закупке утверждено и размещено в ЕИС, его действие сохраняется минимум год. Его нельзя произвольно отменить и перейти на другой формат торгов.

Как составить положение о закупках по 223-ФЗ?

В закупках по 44-ФЗ все нюансы торгов жестко регламентируются законом. Чего не скажешь про 223-ФЗ. В нем законодатель предоставляет заказчику гораздо больше свободы. Он дает ему право разработать собственное положение о закупке, где тот может прописать более мягкие или наоборот более жесткие правила отбора поставщика по сравнению с 44-ФЗ.

После того как положение утверждено и опубликовано, заказчик обязан его неукоснительно соблюдать. Если он будет нарушать собственные же правила, это чревато жалобами в УФАС и штрафами. Вот почему к разработке этого документа нужно подходить максимально ответственно.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ положение заказчика должно содержать ряд обязательных требований. К ним относятся:

  • порядок осуществления процедуры торгов;
  • способы отбора поставщиков и условия, при которых используется тот или иной способ;
  • порядок определения и обоснования НМЦК;
  • требования к потенциальным поставщикам;
  • перечень документов для участия в тендере и подробная информация о том, какие сведения в них должны быть;
  • порядок, принципы и критерии оценки заявок;
  • порядок заключения, внесения изменений и исполнения контракта, другие важные моменты.

Чтобы облегчить заказчикам подготовку этого документа, Министерство образования и науки РФ разработало типовое положение о закупке ТРУ для бюджетных образовательных учреждений. Действующая редакция документа утверждена приказом Минобрнауки РФ № 275 от 30.03.2022 г. Обычно его берут за основу и дополняют с учетом специфики деятельности учреждения.

Есть ли случаи, когда можно выбрать между 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Если речь идет о прямом финансировании из государственного или муниципального бюджета, тратить эти деньги закон предписывает исключительно в рамках 44-ФЗ. Закупки на внебюджетные средства можно проводить и по одному, и по другому закону. Но, повторимся, 223-й закон можно применять лишь при условии, что заказчик утвердил и опубликовал соответствующее положение до начала года. В противном случае придется все покупать по 44-ФЗ.

Что принципиально отличает закупки по 223-ФЗ от 44-ФЗ?

Мы уже сказали, что закон 44-ФЗ по сравнению с 223-ФЗ более строгий. С одной стороны, заказчику это на руку, поскольку все аспекты процедуры уже продуманы законодателем и от себя можно ничего не добавлять. С другой стороны – у него почти не остается рычагов влияния на отбор поставщиков. Кто поставит более низкую цену, тот и выиграет. А это не всегда гарантирует необходимое качество.

Закон 223-ФЗ в этом плане дает больше возможностей. Так, 44-ФЗ запрещает требовать у потенциальных поставщиков наличия собственной ресурсной базы, подтверждать опыт поставок, положительную деловую репутацию, поскольку это ограничивает количество участников. 223-й закон дает участнику право включать в положение о закупке не только ценовые, но и квалификационные требования.

Есть у закупок по 223-ФЗ и другие отличия:

  • Более широкий выбор способов отбора поставщиков: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. Главное, оговорить их в положении о закупке.
  • Сроки подачи заявок, порядок внесения изменений в закупочную документацию, временные рамки всех этапов процедуры торгов регулируются не статьями закона, как в 44-ФЗ, а прописываются в положении о закупках.
  • Электронные торги по 223-ФЗ могут проходить как на восьми площадках, аккредитованных для 44-ФЗ, так и на любых других, где предусмотрена эта функция. Всего для тендеров по 223-ФЗ существует около 150 ЭТП.
  • Больше свободы у заказчика и в вопросах обеспечения заявки и контракта. Он сам решает, в каком размере и каким способом их требовать. Так, заявки на закупки до 5 млн ₽ можно подавать без обеспечения, в то время как по 44-ФЗ этот порог равен 1 млн ₽.

Специалисты заказчика должны гибко подходить к выбору процедуры закупки. Если учреждение располагает постоянным источником внебюджетных средств, есть смысл разработать собственное положение и часть закупок проводить по 223-ФЗ. Но если это разовое поступление, лучше провести торги по 44-ФЗ.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!