Проведение закупок для учреждения образования по 44-ФЗ
Школы, детские сады и другие учебные заведения РФ в подавляющем большинстве финансируются из муниципальных бюджетов и проводят закупки на основе Федерального закона № 44-ФЗ. О нюансах его применения в образовательной сфере рассказываем в статье.
Школы, детские сады и другие учебные заведения РФ в подавляющем большинстве финансируются из муниципальных бюджетов и проводят закупки на основе Федерального закона № 44-ФЗ. О нюансах его применения в образовательной сфере рассказываем в статье.
Общие правила закупок образовательным учреждением
Закупочная деятельность любого бюджетного учреждения начинается с создания контрактной службы. Она необходима, если выделяемый на закупки ежегодный бюджет превышает 100 млн рублей. При меньших объемах трат достаточно принять на работу контрактного управляющего. Контрактную службу создают из сотрудников заказчика (заместитель руководителя, завхоз, юрист и др.), которые перед этим проходят специальное обучение.
Второе важное правило госзакупок – наличие опубликованного в ЕИС плана-графика закупочной деятельности, подтвержденного лимитами бюджетных обязательств. В соответствии со ст. 16 44-ФЗ, если какая-либо позиция товаров (работ/услуг) не запланирована или не обеспечена финансами, по ней нельзя проводить торги.
После того как приказом заказчика (руководителя учреждения) утвержден состав контрактной службы (контрактный управляющий), подписан и размещен в ЕИС ежегодный план-график закупок, закупочная деятельность проходит по следующему алгоритму.
- Перед каждыми торгами контрактный управляющий сверяет предполагаемую закупку с планом-графиком. Смотрит, внесена ли она в него, хватает ли на нее денег, уточняет объем.
- Если с лимитами все в порядке, определяет вместе с руководителем способ выбора поставщика.
- Следующим шагом идет подготовка документации: извещения о закупке, технического задания (описания предмета закупки), проекта контракта.
- Перед размещением объявления о тендере в ЕИС важно проверить актуальность начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Ее нельзя завышать, но если сумма будет ниже рыночных цен, торги могут не состояться из-за отсутствия участников.
- Закон 44-ФЗ жестко регламентирует сроки проведения закупочных процедур. После размещения извещения о закупке сотрудники контрактной службы обязаны их отслеживать, чтобы вовремя отвечать на запросы участников, оформлять протоколы, своевременно фиксировать факты уклонения от подписания контракта.
- После подписания договора контрактная служба отвечает за приемку товара, своевременное актирование поставки, размещение в ЕИС электронных документов по исполнению контракта.
Настольная книга контрактного управляющего – закон 44-ФЗ. В нем он найдет ответы практически на все вопросы, возникающие в процессе закупочной деятельности. Повторимся, что закон жестко регламентирует каждый этап процедуры торгов от планирования закупки до исполнения контракта.
Способы закупок по 44-ФЗ
В образовательных учреждениях используют в основном три способа выбора поставщика по 44-ФЗ.
1. Открытый электронный аукцион
Самый распространенный способ закупки. Обязателен для заказчика, если приобретаемый товар входит в перечень, утвержденный РП РФ № 471-р от 21.03.2016 г., или если сумма закупки превышает 10 млн ₽. Участники размещают свои ценовые предложения на электронной торговой площадке (ЭТП). В момент проведения аукциона они видят предложения конкурентов и могут снижать цену. Побеждает игрок, предложивший наименьшую цену. Его определяет оператор ЭТП. Заказчик на выбор поставщика повлиять не может.
2. Электронный запрос котировок
Выбирают, если цена контракта менее 10 млн ₽, товар не входит в аукционный перечень, а годовой объем закупок с помощью этого способа не превышает 20 % СГОЗ. От аукциона отличается тем, что участники выставляют цену в заявке и корректировать ее в процессе торгов не могут. Побеждает тот, кто сразу подал наиболее низкое ценовое предложение.
3. Малые закупки у единственного поставщика
Основания для этого способа выбора поставщика предусмотрены ч. 1 с. 93 44-ФЗ. К ним в первую очередь относится небольшая сумма закупки. Действующая редакция закона определяет ее в 600 тыс. ₽, а годовой объем – не более 2 млн ₽ или 10 % СГОЗ. Закупать у единственного поставщика также можно специфические товары, не имеющие аналогов. Например, печатные и электронные издания конкретных авторов (п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), книги, если права на них принадлежат единственному лицу (п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Сведения о закупках у единственного поставщика публикуют в ЕИС, но конкурентную процедуру не проводят. Заказчик выбирает того, с кем он будет сотрудничать, напрямую.
Обоснование НМЦК
Это максимальная сумма, которую заказчик может потратить на конкретную закупку. При этом потолок он устанавливает сам, руководствуясь положениями ст. 22 44-ФЗ. Существует несколько методов, которые должен применять специалист заказчика при расчете НМЦК.
- Сопоставление рыночных цен. Информацию для анализа берут из общедоступных источников: ранее исполненных контрактов, рекламы, каталогов, государственной статистики. Еще один вариант получения информации – запросить цены у потенциальных поставщиков. Это можно сделать напрямую или поместить запрос в ЕИС. Метод анализа рынка считается приоритетным при закупке товаров.
- Нормативный метод. Используется при обосновании НМЦК на товары (работы/услуги), для которых государство или муниципальные органы власти установили предельные цены.
- Тарифный метод. Актуален для закупок товаров и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются государством. Например, электроэнергии, воды, услуг по теплоснабжению и т. п.
- Проектно-сметный метод. В образовательных учреждениях применяется для обоснования цены контрактов на ремонт и строительство.
Первоначальный расчет НМЦК делают задолго до закупки – при планировании. Перед объявлением торгов специалист заказчика должен еще раз пересчитать стоимость закупки с учетом текущих цен и имеющихся лимитов бюджетных обязательств.
При обосновании НМЦК на поставку оснащения для учреждений образования часто делают ошибку, запрашивая цены у производителей. Но в комплект оборудования обычно входит продукция разных производителей, поэтому и обращаться нужно к тем, кто занимается комплексными поставками. Иначе НМЦК будет занижена, и тендер может не состояться.
Подготовка проекта контракта
В пакет документов, который публикуют в ЕИС вместе с извещением о закупке, входит проект будущего контракта. Его условия – предмет пристального изучения потенциальных участников. От того, как они составлены, зависит, кто придет на торги.
Единой формы государственного контракта нет, но есть обязательные требования, прописанные в ст. 34 44-ФЗ. В проекте этого документа заказчик не указывает окончательную цену, реквизиты второй стороны, точное наименование предмета закупки – их вносят после определения победителя. Но большинство пунктов формулируют сразу.
В проект контракта обязательно включают:
- сроки (периоды) и подробный порядок поставки товара, контактные лица, ответственные за приемку, образец акта приемки;
- сроки и порядок оплаты (предусмотрен ли аванс, поэтапная оплата);
- права и обязанности сторон, в том числе обязательное условие об ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение контракта (пени, штрафы, неустойка);
- размер и способы обеспечения контракта (обычно поставщику предоставляют выбор: банковская гарантия или внесение средств на счет заказчика), порядок возврата обеспечения после исполнения договорных обязательств;
- срок действия контракта;
- гарантийные обязательства поставщика;
- порядок рассмотрения споров, условия изменения и расторжения контракта, другие важные моменты.
После торгов в контракт вносят реквизиты поставщика, точное название предмета закупки и сумму, предложенную победителем. В соответствии с ч. 2 ст. 34 44-ФЗ она не меняется на протяжении срока действия контракта. В отведенные законом сроки поставщик подписывает контракт, вносит обеспечение и возвращает документ для визирования заказчиком.
Организация процедуры торгов
Большую часть обязанностей по проведению процедуры тендера берет на себя организатор торгов – электронная торговая площадка (ЭТП). Для закупок по 44-ФЗ предусмотрено восемь таких площадок. Заказчик выбирает их самостоятельно.
На этапе ожидания и проведения торгов контрактная служба заказчика должна отслеживать сроки, своевременно отвечать на запросы участников по разъяснению документов о закупке, оформлять и публиковать в ЕИС отчетную документацию.
Кто занимается закупками в школе?
В школе закупками обычно занимается специально назначенное лицо или отдел, ответственный за материально-техническое обеспечение и управление закупками.- Отдел материально-технического обеспечения: Многие школы имеют отдел или подразделение, которое занимается закупкой и учетом материальных ресурсов, необходимых для обеспечения учебного процесса. В этот отдел могут входить специалисты по закупкам, материально - ответственные лица и другие сотрудники, осуществляющие закупочную деятельность.
- Контрактный управляющий: В соответствии с законодательством о контрактной системе, в школе может быть назначен контрактный управляющий, который отвечает за планирование и проведение закупок в соответствии с законодательством и утвержденными процедурами.
- Административно-хозяйственный отдел: В некоторых случаях закупками может заниматься административно-хозяйственный отдел школы или администрация в целом, осуществляя закупки в рамках своих полномочий и компетенции.
- Руководство школы: Директор школы или другие руководящие должностные лица могут принимать участие в принятии решений о закупках, утверждении бюджетов на закупки и контроле за их проведением.
В чем особенность закупки для образовательных учреждений?
- Специфика оборудования и материалов: Образовательные учреждения требуют разнообразного оборудования и учебных материалов для эффективного обучения. Это включает в себя не только учебники и пособия, но и лабораторное оборудование, компьютеры, программное обеспечение, спортивные принадлежности и другие материалы, необходимые для учебного процесса.
- Специализированные услуги: Образовательные учреждения часто нуждаются в специализированных услугах, таких как обслуживание IT-инфраструктуры, уборка, обеспечение безопасности, питание учащихся и транспортировка. При закупке таких услуг необходимо учитывать их специфику и соответствие стандартам качества и безопасности.
- Специфические требования законодательства: Существуют законы и нормативные акты, регулирующие закупочную деятельность образовательных учреждений. Эти требования включают в себя требования к проведению конкурентных процедур закупок, прозрачности и отчетности.
- Ограниченный бюджет: Образовательные учреждения часто оперируют с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому приходится тщательно планировать и рационально использовать бюджетные средства при проведении закупок. Это может влиять на выбор поставщиков и на условия заключаемых контрактов.
- Приоритет на качество и безопасность: При выборе поставщиков и товаров образовательные учреждения обычно уделяют большое внимание качеству, безопасности и соответствию стандартам. Это связано с тем, что качественное оборудование и материалы способствуют эффективному обучению и безопасности учащихся.
