0 товаров
0 Р

Проверка качества поставленного оборудования

20.06.2023

В контрактной системе закупок по 44-ФЗ подробно расписаны все этапы торгов, в том числе и требования к приемке товара и проверке его качества. По результатам приемки заказчик выносит вердикт: можно оплачивать закупку или нет. Рассмотрим примерный алгоритм действий заказчика, который поможет ему организовать эту работу и своевременно выявить возможные нарушения со стороны поставщика.

Проверка качества

Кто принимает оборудование в учреждении образования?

Приемка результатов исполнения контракта и проверка качества товара – прямая обязанность заказчика, предусмотренная ч. 3 с. 94 44-ФЗ. Если он пропустит поставку, не соответствующую техническому заданию, и контролирующие органы это выявят, штрафа не избежать.

Обычно приемку товара руководитель учреждения поручает сотруднику, имеющему соответствующую компетенцию, например своему заместителю по АХЧ, педагогу, в кабинет которого предназначено оснащение, контрактному управляющему, бухгалтеру.

Для объективности он также может создать приемочную комиссию в составе не менее пяти человек (ч. 6 ст. 94 44-ФЗ). Особенно это актуально для крупных поставок. В школе в комиссию обычно включают специалистов контрактной службы и бухгалтерии, завхоза, профильных учителей. Если речь идет о сложном оборудовании, заказчик имеет право привлекать экспертов со стороны.

Алгоритм проверки

Порядок и сроки приемки школьного оборудования заказчик прописывает в контракте, как того требует ч. 13 ст 34 44-ФЗ. Обычно этому посвящают отдельный раздел договора. Алгоритм приемки включает следующие шаги.

Проверка сопроводительной документации

В день поставки поставщик передает заказчику вместе с товаром комплект документов, которые должны полностью соответствовать ТЗ. В него входят:

  • электронный акт приемки-передачи, завизированный поставщиком;
  • счета-фактуры;
  • транспортная накладная;
  • сертификаты (декларации), подтверждающие качество поставленного товара;
  • техпаспорта и гарантийные талоны на оборудование;
  • инструкции производителя на оборудование на русском языке и пр.

Приемочная комиссия проверяет наличие всех документов, полноту и правильность их заполнения. Если чего-то недостает, составляют акт, в котором указывают, какого документа нет и до какого числа поставщик его обязан предоставить.

Визуальный осмотр товара

Приемщик оценивает внешний вид поставленной продукции, проверяет оригинальность упаковки, смотрит, чтобы она не была вскрыта, изучает маркировку оборудования. На этом этапе важно отметить отсутствие внешних повреждений и видимых дефектов.

Приемка по накладной

Заказчик принимает оборудование по номенклатурным листам, составленным в соответствии с техническим заданием. Он смотрит, чтобы поставка соответствовала требования контракта по ассортименту, количеству, комплектности, срокам годности (если предусмотрены). Товарная партия должна быть однородной.

Экспертиза качественных и эксплуатационных характеристик оборудования

При поставках мебели, спортивного инвентаря, стендов для кабинетов и прочего «несложного» оснащения приемку можно ограничить тремя вышеозначенными шагами. Но если речь идет о компьютерной технике, электрическом, интерактивном оборудовании, необходимо проверить техническую часть и рабочие характеристики.

Если в учебном заведении есть специалисты соответствующего профиля, экспертизу проводят своими силами. Если нет – приглашают стороннего эксперта.

Сроки на приемку товара с учетом проверки его качества и безопасности оговариваются в контракте. Это может быть пять, десять дней, но не больше двадцати. Все зависит от масштабности поставки и сложности оборудования, которое нужно протестировать. Экспертиза также нужна, если возникли сомнения относительно качества товара.

Чтобы облегчить приемку оборудования, заказчик может закупать его вместе с услугой установки и наладки. Только представьте объем работы эксперта, если, к примеру, компьютерный класс поставят просто в коробках. И совсем другое дело, если поставщик сам его смонтирует.

Оформление результатов приемки

Если поставленный товар устраивает заказчика, он подписывает размещенный в ЕИС электронный акт приемки, используя УКЭП. Других документов закон составлять не требует. Завизированный заказчиком акт приемки товара служит основанием для перечисления оплаты.

Что делать, если что-то пошло не так? К кому обращаться?

Но бывают ситуации, когда у заказчика в процессе приемки школьного оборудования возникают претензии к поставщику. Как поступить в этом случае?

Во-первых, не подписывайте акт приемки. Дефекты оборудования и документы, вызвавшие сомнения, сфотографируйте, на случай если придется обращаться в суд.

Следующий шаг – обратитесь за уточнениями и разъяснениями к поставщику. Это может быть один из следующих документов:

  • запрос о предоставлении разъяснений;
  • акт с перечислением обнаруженных недостатков и указанием сроков их устранения;
  • мотивированный отказ (претензию) в приемке оборудования.

Какой именно документ составлять, зависит от выявленных нарушений. Если они незначительные и легко устраняются, достаточно акта или запроса разъяснений. Но если оборудование с дефектами или не соответствует ТЗ, от приемки лучше отказаться.

Документ с претензией к поставщику, как и акт приемки, публикуют в ЕИС. С этого момента отсчитывают срок на устранение недостатков, предусмотренный в контракте. Обычно это столько же, сколько дается заказчику на приемку товара, т. е. не более 10 дней. Если конфликт с поставщиком за это время не разрешился, заказчик может начать процедуру одностороннего расторжения контракта.

В то же время заказчик не имеет права отказаться от приемки школьного оборудования без мотивированного основания, или если он сам допустил ошибки в ТЗ, в результате чего получил не то, что ожидал. В этом случае поставщик может потребовать письменное пояснение причин отказа, составить к заказчику претензию, обратиться в суд.

Можно ли принимать оборудование с улучшенными характеристиками?

Если оборудование по качеству хуже, чем оговорено в ТЗ, все понятно. Нужно требовать его заменить. А как быть, если оно обладает улучшенными характеристиками?

Во-первых, такую возможность необходимо предусмотреть в контракте, прописав в одном из пунктов, что поставленное оборудование может обладать улучшенными характеристиками.

Во-вторых, этот момент поставщик обязан согласовать с заказчиком до начала поставки и подписать дополнительное соглашение. При этом цену контракта увеличивать нельзя.

Если улучшенные характеристики не согласовать, заказчик может (и даже должен) отказать в приемке такого оборудования, несмотря на то, что оно лучше.

Что делать с оборудованием после приемки?

Прежде чем распределить учебное оборудование по кабинетам, его нужно поставить на баланс. Обычно руководитель учреждения включает в состав приемочной комиссии материально-ответственное лицо или бухгалтера материального отдела, в обязанности которых входит постановка на баланс. Они оформляют ее документально, присваивают оборудованию инвентарные номера и после этого передают пользователям.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!