Робототехника в детсадах: маркетинговый ход или необходимость? Разбираем на примерах
«Малышам бы пирамидки собирать и в куклы играть, а они роботов будут строить?». Так порой удивляются родители, узнав, что в современных садиках у воспитанников есть дисциплина под названием «робототехника». На самом деле речь, конечно, не о программировании ИИ или создании умных машин детьми 3-6 лет, а о, по сути, обычных дошкольных занятиях, только с привлечением современных технологий.

До чего дошел прогресс
Образование (особенно – государственное) считается одной из самых консервативных сфер, но в последние годы эта практика меняется. Цифровая среда появилась даже в дошкольных учреждениях. Ее внедрение одобрено на федеральном уровне (см. приказ Минпросвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»).
Детсадовцы уже вовсю изучают робототехнику: в муниципальных и частных образовательных учреждениях и развивающих кружках. При этом слове невольно представляются юные ученые, вундеркинды, которые создают умные машины… Только – стоп! Речь о малышах до 6-7 лет. Никаких противоречий. Для воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений педагоги разрабатывают специальные программы.
Робототехника в ДДОУ – это:
- По сути, то же конструирование. Только с помощью современных пособий, зачастую с интерактивными элементами. Другие ребятам из первой четверти XXI века, пожалуй, не будут интересны, а значит, и уроки на пользу не пойдут.
- Первое знакомство с роботизированными игрушками и принципами, алгоритмами, по которым те работают, обучение азам программирования. Пока только азам – чтобы вызвать интерес к предмету, который дальше предстоит развивать.
Чем полезно изучение роботехники в детских садах?
Во-первых, любые занятия с конструкторами, собирание моделей – это развитие мелкой моторики. Она крайне важна в младшем возрасте, т. к. области мозга, отвечающие за нее, соединены с центрами развития мышления и речи. Проще говоря, работая ручками и тренируя пальчики, малыш незаметно прокачивает разговорные и когнитивные способности.
Во-вторых, роботехнические тренажеры даже на начальном детском уровне предполагают знакомство с основами механики – предвестниками инженерного образования. Будущих технарей реально можно увидеть с детского сада, «поймать» их в этом возрасте и развить в нужном направлении. Мечта, наверное, большинства педагогов и родителей!
В-третьих, ребят, даже тех, кто не проявляет интереса к программированию, занятия детской робототехникой обычно привлекают. Кто откажется от интересной игры? А «за кулисами» – пусть это видит пока только воспитатель – остаются: социализация и тренировка работы в команде. Ведь, как правило, над созданием модели малыши трудятся в парах/тройках/четверках.
При занятиях с роботизированными игрушками крайне важно следовать возрастным рекомендациям. Даже если педагог уверен, что его воспитанники по интеллекту ушли намного дальше. Это имеет значение для:
- Соблюдения безопасности. Конечно, все товары, реализуемые «Ректором», выполнены из разрешенных в ДОУ материалов, имеют необходимую документацию, но есть другой нюанс. Даже не вызывающие вреда здоровью игрушки не по возрасту могут травмировать малышей. У роботов много мелких деталей, зачастую движущихся, мигающих. Велик соблазн попробовать их на зуб, засунуть в ушко. Проще предупредить такое ЧП.
- Стимуляции стабильного интереса к предмету. Интерактивных роботов, для которых нужно буквально прописывать алгоритмы, изучая в это время языки программирования, малыши раннего возраста просто не поймут. Поиграют, как со всем, что в новинку, и забросят. А потом уже возвращаться не захотят. А примитивные роботизированные игрушки не привлекут старших дошкольников – и занятия, которые могут принести реальную пользу, они начнут «пропускать мимо ушей».
Самые популярные группы товаров для роботехники, которые можно использовать в детских садах и кружках раннего развития, представлены в нашей компании. Давайте «пройдемся» по категориям роботехнических товаров по возрастам.
Bee-Bot или «Умная пчела» 3+
Интерактивная игрушка для самых маленьких в виде веселой пчелки с крупными, привлекающими внимание, безопасными и прочными элементами. Идеальна для изучения основ программирования. Буквально – играючи: дети задают план действий и разрабатывают для робота всевозможные задания (приключения). Нажимаете кнопку «Вперед» или «Назад», и пчелка шагает на 15 см в заданную сторону. Можно также поворачивать ее налево или направо на 90 градусов. У пчелки есть память – до 40 шагов. Поэтому, освоившись с роботом, ребята могут создавать довольно сложные алгоритмы. Bee-Bot помогает малышам учиться структурировать деятельность, стимулирует воображение, логическое мышление и анализ.
Robo-Robo 4+
Роботизированные конструкторы для детей разного возраста: от самых маленьких до подростков. Набор первой ступени, идеальный для детей от четырех лет, включает: корпус, рамы разных форм и размеров, колеса, гайки, болты и отвертки для крепления, светодиодные индикаторы, электромоторы. С его помощью ребенок соберет свою первую движущуюся модель. Детали довольно большие, поэтому достойный результат у юного робототехника получится быстро – скорее всего, с первого раза. А значит, дальнейший интерес к конструированию не будет потерян.
Matatalab 4+
Азы программирования для детей среднего дошкольного возраста. С этими игрушками ребенок научится задавать простейшие алгоритмы без использования компьютера или мобильного устройства. Не нужно даже уметь читать или писать! Matatalab – это безопасные экологичные роботизированные игрушки с простейшим интуитивно понятным интерфейсом. Все, что нужно – воображения и немного внимательности, а этого у любого ребенка в избытке. Базовые комплекты Matatalab можно дополнить интерактивными элементами для создания музыки, рисунков и т. д, превращая каждый урок в увлекательную игру.
Роботехнические игрушки Matatalab рекомендованы для детей с ОВЗ (речевыми нарушениями, задержкой развития, расстройствами аутического спектра) и поэтому могут использоваться как в обычных, так и корректирующих группах.
Lego 4+
Пожалуй, самые известные на планете конструкторы. Идеально подходят для детских дошкольных образовательных учреждений. Роботизированные «Лего» обладают большим обучающим потенциалом. Например, на базе набора EDUCATION SPIKE™ PRIME ребятам легко конструировать с использованием интерактивных элементов, движущихся деталей. Сложнее, уже почти совсем по-взрослому, устроен набор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он дает возможность построить настоящего робота и программировать его на собственном ПО.
«Лего» нравятся не только детям, но и педагогам. На основе универсальных, известных в любом уголке мира «Лего» работники образования разрабатывают собственные программы, которые можно брать на вооружение коллегам.
Робототехнические модули 5+
С ними легко освоить азы механики и конструирования. Выпускаются для разных возрастов. Дошкольные наборы, так называемый предварительный уровень, представлены многочисленными деталями и крепежными элементами, из которых можно построить движущиеся предметы, роботизированных животных и все, на что хватит фантазии. Педагогам на основании представленных моделей легко будет объяснить (и продемонстрировать) детям многие физические принципы. Даже один такой набор подходит для занятий в небольшой группе.
Makeblock 5+
Старые добрые конструкторы из множества деталей, из которых можно собрать в разные предметы. Развивают мышление и воображение. Тренируют сначала видеть и понимать, как из частного складывается общее, а потом и создавать задуманное своими руками. У малышей формируется умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать нужные элементы для определенной работы, создавать поделки по образцу и вносить творческие изменения в инструкции, сравнивать готовые конструкции с реальными объектами.
Robotis 6+
А это уже настоящие роботы и обучающие модели с искусственным интеллектом. Разработаны и производятся в Южной Корее – стране, стабильно пребывающей в числе флагманов по выпуску высокотехнологичных новинок. На базе Robotis можно весело играть и проводить первые научные исследования. Ребенок будет обучать робота новым движениям, управлять им или пускать в «свободное плавание». Программируется игрушка в среде RoboPlus на языке семейства C, позволяет начинать изучать основы программирования, которые пригодятся во взрослой жизни.
***
Подведем итог. Робототехника – важная составляющая современного образования. Чем раньше начнешь, тем органичнее вольешься в цифровую среду, коей в нашей жизни с каждым днем становится все больше. Многих родителей и педагогов пугает, что дети из-за этих новых веяний полностью погружаются в гаджеты. На самом деле – и ассортимент робототехнических товаров для ДОУ «Ректора» это подтверждает – с помощью робототехники под руководством хорошего педагога любой ребенок будет гармонично развиваться.