Внимание! Минимальная сумма заказа на сайте: через корзину от 10 000 ₽. По Email от 30 000 ₽

0 товаров
0 Р

Технические средства обучения и их использование в учебном процессе

19.02.2015

При использовании технических средств обучения (ТСО) достигается высокая эффективность восприятия информации, ее мысленного представления и понимания. В отличие от обычной книги, ТСО сокращает звенья этой цепочки так, что восприятие и мысленный образ сливаются воедино и понимание наступает почти мгновенно.

Активность учащихся на уроках с использованием ТСО гарантирована

Универсальность ТСО

Изучаемая предметная область не имеет значения – будь то естественные или точные науки, искусство или обществознание. В наглядной форме можно представить математическую теорему, физический или химический закон, социальный или исторический процесс.

В основе универсальности ТСО лежат закономерности человеческого восприятия – идентификация объекта, выделение характерных его признаков или свойств, и категоризация. А  эффективность ТСО обусловлена сокращением времени от первичного знакомства с неизвестным до приемлемого уровня понимания его сущности и взаимосвязей.

Нормы времени для использования ТСО на уроке согласно п.10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10

Мозгу не нужно переводить сочетания абстрактных цифр и букв в удобный для понимания и осознания образ – он уже готов, и новая информация запечатлевается мгновенно. Зачительно легче не только усваивать теорию, но и приобретать практические навыки, доказательством чего служат многочисленные интерактивные обучающие программы и тренажеры. Поэтому применение ТСО стало практически повсеместным и универсальным.

Известно, что Леонардо да Винчи фиксировал свои технические и эстетические знания и идеи в наглядной форме, оставив, по разным подсчетам, от 6 до 13 тысяч рисунков.

Внедрение ТСО

Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 для реализации образовательных программ применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В учебном заведении  должны быть созданы условия функционирования электронной информационно-образовательной среды для полноценного освоения школьниками учебной программы независимо от их местонахождения.

Внедрение ТСО в учебный процесс строится поэтапно, вводя ученика в круг решения все более сложных проблем. Поэтому школьник не испытывает трудностей, ему легче поверить в свои силы, что усиливает его мотивацию. Интерес к предмету возрастает, порой переходя в увлечение и даже научный азарт.

В ходе учебного процесса использование ТСО поначалу может носить эпизодический характер. Постепенно их использование становится системным  и практически непрерывным. Педагог в процессе обучения с применением ТСО развивается, накапливая свой уникальный опыт в привязке к личностным особенностям конкретных учеников.

…И для самых маленьких!

Преимущества ТСО

  • содержательная часть ТСО четко определяет цель учебного процесса;
  • ТСО демократичны, «обращаясь» к личности ученика, «подстраиваясь» под его уровень, «разговаривая» с ним на его языке;
  • широта охвата тематик у ТСО – вне конкуренции;
  • рост уровня осознанности активизирует мышление и облегчает переход от теории к практике;
  • сочетание доступности и научности ставит ученика в позицию первооткрывателя;
  • интерактивные ТСО помогают раскрыть творческий потенциал ребенка;
  • ТСО решают задачу коллективного обучения, в ходе которого каждый ученик самостоятельно решает часть общей задачи, а затем видит влияние своей работы на общий результат (задача педагога – правильно распределить «роли» учеников в соответствии с их особенностями);
  • ассоциативное мышление развивается активнее, поскольку ТСО включают не только теоретические и аналитические материалы по основной теме, но и дополняющие их иллюстрации.
Лучший способ понять самому – объяснить другому

Ограничения в использовании ТСО

Несмотря на сильное эмоциональное воздействие ТСО на учеников, внимание детей может удерживаться, в зависмости от возраста, от 10 минут (1-2 классы) до получаса (8-11 классы). Поэтому физиологически обосновано переключение внимания в ходе урока. После использования ТСО для разгрузки глаз согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендуется провести комплекс специальных упражнений. Одно из условий сохранения здоровья школьников – чередование видов учебной деятельности в течение урока.

Кроме соблюдения чувства меры нужно правильно соотносить возможности ТСО и цели учебного процесса. Важен также и уровень подготовки педагога. И конечно же, использование ТСО должно носить регулярный, систематический и плановый характер.

В каталоге ООО «РЕКТОР» представлены различные виды ТСО.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!