Учебное оборудование в вузе: знания плюс умения
Обусловлено необходимостью
Цифровое оборудование проникло во все сферы человеческой деятельности. Однако применительно к производственной тематике до сих пор бытует шаблон мнения, что компьютеру у станка не место. В массовом сознании четко укрепился стереотип, который условно можно назвать делением на компьютерщиков, выполняющих малопонятные, но суперважные операции в «цифровом» пространстве (престижно!), и рабочих, все знающих про «железки», но не имеющих теоретических знаний (для тех, кому учеба не далась).
Одна из причин этого – отсутствие у сегодняшних школьников (и в немалой степени у их родителей) представления о современном производстве. Станки и агрегаты с программным управлением появились уже несколько десятилетий назад, и в данный момент такое оборудование появляется в цехах все чаще.


Учебная практика – залог компетентности специалиста
Чтобы работать на современных станках (тем более проектировать и строить их), нужна определенная синкретичность практических и теоретических навыков. Тот, кто будет выполнять разработку, пуск и наладку оборудования, должен не только, к примеру, знать сопромат, но и уметь запрограммировать станок так, чтобы результатом было определенное воздействие на обрабатываемую деталь.
Оснащение для производственной тренировки
Выработке практических навыков по обработке различных типов материалов способствует применение учебных станков. На рынке технических средств обучения представлены токарные, сверлильные, фрезерные и прочие станки с ЧПУ. Как правило, они могут работать и автоматически, и под непосредственным управлением человека.

Выбор того или иного вида оборудования, приобретаемого учебным заведением, определяется будущей специальностью его выпускников. Есть станки, в описании которых строго указано «учебные», но существуют такие, которые пригодны и для обучения, и для мелкосерийного производства.
Вместе с программным обеспечением к учебному станку нередко поставляются типовые лабораторные работы. Выполнение практических заданий может включать в себя создание чертежа детали, формирование ее трехмерной модели, написание управляющего алгоритма для станка (учитывающего тип материала и способы его обработки) и самостоятельное изготовление спроектированного образца на станке. То есть работа на учебном станке позволяет студенту получить целый комплекс навыков, в том числе технических.
Еще один вид оборудования для вузов – учебно-тренировочные стенды. Они применяются при подготовке специалистов самых разных профессий – от работников коммунального хозяйства до сотрудников аэрокосмической отрасли и от теплотехников до операторов АЗС. Учебные стенды позволяют воспроизвести и изучить различные технологические процессы: функционирование электрических машин, работу телекоммуникационного оборудования, деформацию элементов конструкций при нагрузках и т.д.

В ряде случаев учебные стенды позволяют серьезно удешевить процесс вузовской подготовки. Например, при обучении навыкам пилотирования уже давно применяются специальные тренажеры, имитирующие максимально приближенные к реальности режимы работы самолета в зависимости от заданных метеорологических и технических условий. Данный пример далеко не единичен: существуют виртуальные учебные стенды, имитирующие буровые, укладочные и прочие виды работ, слишком дорогостоящих или опасных.
В комплект учебных стендов, предназначенных для подготовки метрологов, специалистов машиностроения и еще ряда специальностей входит измерительное оборудование, как цифровое (разного рода датчики), так и традиционное точномеханическое (например, угломеры, микрометры и т.д.).
О целесообразности
За редким исключением сегодняшнее учебное оборудование (как и промышленное) является компьютеризированным, и его «оцифрованность» порождена техническим прогрессом. Применение на производстве современных средств контроля и наблюдения позволяет быстро получить данные о том или ином технологическом процессе – но правильная их интерпретация возможна только в том случае, если человек имеет серьезные практические навыки.
Получить же их будущий специалист сможет только в том случае, если вуз имеет хорошую материальную базу. Поэтому, несмотря на то, что учебные станки и стенды достаточно дорогостоящи (цена может достигать нескольких сотен тысяч рублей), их применение становится залогом качественной подготовки специалистов, особенно в столь актуальных отраслях, как робототехника, мехатроника, автоматизация производства.