Устный опрос? Письменный тест? А, может быть, система интерактивного голосования?
Из истории появления
Толковый словарь трактует слово «интерактивный» как «имеющий обратную связь, диалоговый». История подобных систем, призванных облегчить распространение и оперативный обмен какой-либо информацией, началась около 30 лет назад в Америке. Правда, первыми, кто обзавелся интерактивными досками, стали не учебные заведения, а крупные фирмы, поскольку стоили такие новинки достаточно дорого.
Цифровые технологии – в школу
Любое техническое новшество, разработанное для облегчения жизни и работы людей, проходит через несколько стадий: «дорого и негде достать», «подешевело, приобрело новые функции и встречается чаще, чем раньше» и «доступно по цене, умеет все и встречается повсюду». Подобным путем шла и эволюция электронных школьных досок, которые подешевели, обзавелись современным программным обеспечением и из простого приложения к компьютеру превратились в системы интерактивного голосования и контроля знаний.
Как это выглядит?
Выпуском компьютеризированных систем, предназначенных упростить и сделать прозрачным контроль и оценку ученических знаний, занимается целый ряд фирм, как зарубежных, так и российских. Но вне зависимости от «места рождения» любой подобный комплекс состоит из стандартных компонентов: комплекта ученических пультов, приемника сигналов и сервисной программы, устанавливаемой на учительском компьютере.
Как это работает?
Чтобы разобраться, что же представляет собой интерактивная система голосования и в чем ее преимущества по сравнению с традиционными методиками проверки знаний в ходе урока, нужно упомянуть о принципах ее функционирования и приемах работы с ней.
Например, педагог намерен провести проверку знаний учеников в форме теста. При подготовке к уроку он составляет задание по специальному алгоритму (какому – зависит от модификации используемого им оборудования). Непосредственно в ходе занятия задача учителя сводится к тому, чтобы ознакомить с вопросами теста, раздать ученикам пульты и объяснить, какие клавиши нужно наживать для выбора правильных, по мнению детей, вариантов ответа. Дальше, как говорится, просто дело техники: результаты опроса или теста проверяются системой в автоматическом режиме, а затем сводятся в таблицу или диаграмму, отображаемую на интерактивной доске или с помощью проектора.
Использование интерактивных систем обучения и контроля знаний приносит ощутимую пользу в учебных заведениях любого уровня, поскольку делает учебный материал более наглядным, а уроки – ярче и интереснее.
О преимуществах
Сегодняшние изменения в сфере образования, в чем бы они ни выражались, не ругает только ленивый, но использование интерактивных систем голосования в начальной школе (а в перспективе – в среднем и старшем звене), несомненно, относится к таким новациям, которые наделены только плюсами.
Во-первых, учитель избавляется от необходимости тратить бумагу и время на распечатку материалов для контроля знаний. Во-вторых, педагогу больше не нужно перебирать ворох выполненных учениками заданий, разбирать порой весьма неидеальный почерк и в связи с этим угадывать, «кОрова» или «кАрова», цифру «9» или очень кривую скобку в примере написал ребенок. В-третьих, использование комплексов оперативной проверки знаний решает весьма деликатную проблему: соблюдение объективности при оценивании ответов (тот, кто хоть раз проверял письменный опрос или тест, знает, что порой ученики, не готовые к уроку, намеренно неразборчиво пишут ответ). И если результаты контроля знаний окажутся неудовлетворительными, родители могут тут же получить информацию об этом, потому что многие системы интерактивного опроса и голосования сразу же заносят выставленные оценки в электронный журнал.
Так интереснее!
Оперативность, устранение лишней «макулатуры», объективность – все эти соображения свидетельствуют в пользу выбора и приобретения интерактивных систем контроля и опроса. Однако автоматизированные комплексы проверки знаний наделены еще одним немаловажным достоинством, хотя и косвенным, о котором взрослые часто забывают: внешней притягательностью для детей. В самом деле, что покажется более привлекательным ученику, особенно младшекласснику – взять ручку и уткнуться в листок (и без того надоевший), а потом гадать: «Решил – не решил?» – или самостоятельно поработать с пультом для опроса на интерактивной доске и без томительного ожидания узнать свою оценку?
Первыми, кто начал снабжать «интеллектом» школьные доски, стали японские фирмы PLUS и Panasonic, наделившие эти учебные атрибуты способностью распечатывать нанесенную на их поверхности информацию.
Многозадачность
Конечно, покупка системы интерактивного голосования может оказаться довольно затратным мероприятием для школы. Однако сегодняшняя жизнь диктует свои законы, в том числе и образовательным учреждениям. Одним из них является выработка у детей навыков работы с компьютером и иными цифровыми устройствами, так что появление в школьных кабинетах автоматических комплексов опроса и голосования – всего лишь вопрос времени.