8 (495) 789-46-84

Выбор наглядных пособий для кабинета начальной школы

26.08.2015

У взрослых порой вызывает раздражение тяга детей ко всему красочному и многоцветному, будь то комикс, мультик или выразительная иллюстрация. В начальных классах педагоги требуют от родителей, чтобы те покупали обычные зеленые тетради, небезосновательно полагая, что разрисованные обложки будут отвлекать учеников от происходящего на уроке.

Видимо, по этой же причине нередко используются наглядные пособия, которые вполне можно назвать скучными – неяркие либо просто не новые и выцветшие. И нередко учителя и родители, забыв, какими они сами были в 7-10 лет, искренне не понимают, почему ребенок, вместо того, чтобы слушать объяснения, увлекся игрой с ярким пеналом или рассматриванием картинок в книге.

Наглядные пособия делают урок красочнее и полезнее… … А отказ от их использования может привести к тому, что детям будет слишком сложно усваивать знания

Почему наглядные пособия должны быть яркими?

Причина в том, что психика младшеклассников сильно отличается от мышления того, кто уже давно вырос. Блеклость оформления плакатов, раздаточного материала играет злую шутку. У детей пока еще не сформированы волевые навыки и произвольное внимание, им сложно воспринимать объект, который им показался непривлекательным, а фразы «это вам пригодится в будущем» просто находятся за гранью их понимания. Поэтому гораздо лучше будет использовать особенности восприятия детей и предлагать им на уроках яркие и интересные пособия.

Какой плакат поможет быстрее запомнить падежные вопросы: такой?.. …или такой?

Разновидности пособий

На протяжении многих десятилетий в школах использовались наглядные пособия преимущественно на печатной основе: плакаты, раздаточные карточки, таблицы и т.д. Они не утратили актуальности и сегодня – например, альбомы о правилах пожарной безопасности, о правильном поведении на дороге в доступной форме сообщают учащимся соответствующую информацию. Яркие картинки с подписями напоминают о том, что может произойти, если не выполнять рекомендаций взрослых.

Например, такие альбомы помогают быстро и просто запомнить правила безопасного поведения дома

Помимо тематических материалов – например, для закрепления знаний о животных – по-прежнему востребованы комплекты для обучения арифметическим действиям, для закрепления грамматических правил и т.д.

Компьютеризация школ привела к появлению электронных с бумажным приложением и комбинированных наглядных пособий. Как правило, они представляют собой некоторую мультимедийную учебную информацию, записанную на компакт-диске, и дополнительные материалы. Они могут содержать вопросы и задания для выполнения, как, например, комплект «От Земли до звезд», знакомящий детей с базовыми астрономическими сведениями, не входящими в стандартную школьную программу.

В некоторых наборах приложение может состоять из репродукций известных картин и служить базой для составления каких-либо описаний. Хороший пример – пособие «Сочини рассказ», которое с успехом используется на уроках чтения для развития речи, фантазии и мышления.

Можно ли обойтись без наглядных пособий?

Можно, но сразу следует оговориться, что такое решение обеднит урок, учителю будет сложнее удержать внимание школьников. И чем младше дети, тем меньшее действие на них окажут фразы «здесь не детский сад» и иные, что называется, непопулярные меры.

Благодаря использованию наглядных пособий уроки становятся более насыщенными

А вот использование картин, схем, таблиц и т.п. (как на бумажном носителе, так и спроецированных на экран) делает занятия гораздо притягательнее для учеников начальных классов. Конечно, применение наглядных пособий, особенно электронных, требует от педагога определенных навыков, однако конечная цель – сделать урок максимально полезным и интересным – несомненно, оправдает усилия, потраченные на его подготовку.

Подписаться на рассылку
Введите ваш Email адрес, чтобы получать полезные статьи и материалы.

Выберите раздел, чтобы получить информацию, относящуюся к данной тематике

Спасибо, что подписались на
нашу рассылку!