Порядок действий заказчика при отсутствии заявок на закупку
С 1 января 2022 года у заказчиков, действующих по Закону №44-ФЗ, появилась возможность заключать контракт с единственным поставщиком в случаях, когда закупка признана несостоявшейся из-за отсутствия заявок от участников.
Согласно пунктам 3-6 статьи 52 Закона №44-ФЗ, к таким ситуациям относятся:
- по завершении срока, отведенного для подачи заявок на участие в закупке, не было зарегистрировано ни одной заявки.
- отклонение всех поданных заявок закупочной комиссией по результатам их рассмотрения;
- признание всех участников, которые не отозвали свои заявки, уклонившимися от подписания контракта;
- отказ заказчика от заключения контракта с единственным участником, либо с тем, чья заявка признана единственной соответствующей требованиям извещения.
Во всех упомянутых случаях отсутствует участник, с которым заказчик может заключить контракт.
Часть 8 статьи 52 Закона №44-ФЗ предоставляет заказчику право выбора: он может организовать новую закупку на общих условиях либо воспользоваться правом закупки у единственного поставщика на основании пункта 25 части 1 статьи 93. Это право подтверждается Минфином России в п. 5.1 письма от 14 февраля 2022 г. № 24-01-09/10138.
Решение должно быть принято заказчиком при размещении итогового протокола в ЕИС. В случае планирования новой закупки в поле “Результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)” необходимо указать “Осуществление новой закупки”, иначе при отправке извещения в ЕИС может возникнуть ошибка о превышении лимитов финансового обеспечения.
Если заказчик принимает решение заключить контракт с единственным поставщиком, в итоговом протоколе в ЕИС указывается статус “Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ”.
Часть 5 статьи 93 Закона №44-ФЗ устанавливает, что контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки без заявок участников заключается при соблюдении следующих условий:
- на условиях, указанных в извещении о закупке;
- по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК);
- в порядке, который установлен Законом №44-ФЗ для заключения контракта с победителем закупки. Если заявок от участников, соответствующих требованиям извещения, не поступило, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком.
При этом:
- единственный поставщик обязан разместить информацию и документы в ЕИС;
- положения, касающиеся права заказчика увеличить объем поставляемого товара (п. 2 ч. 2 ст. 51), отказаться от заключения контракта с увеличенным объемом (подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 51), а также заключения контракта с другим участником (ч. 7 ст. 51 Закона №44-ФЗ), не применяются;
- если конкурс или аукцион признаны несостоявшимися, а НМЦК превышает установленный Правительством РФ предельный размер, требуется согласование с контрольным органом в сфере закупок.
Рассмотрим поэтапно процесс заключения контракта с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ в случае, если открытая конкурентная закупка (например, электронный конкурс, аукцион или запрос котировок) не состоялась.
На первом этапе заказчик определяет поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым намерен заключить контракт, и обсуждает с ним условия относительно товара и цены.
Если конкурс или аукцион признаны несостоявшимися, у заказчика есть ограниченный срок — всего 5 рабочих дней с момента публикации протокола в ЕИС. В этот период, согласно ч. 6 ст. 93 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан направить обращение в контрольный орган для согласования закупки.
Закон №44-ФЗ не устанавливает четкий порядок выбора контрагента в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за отсутствия заявок, оставляя это решение за заказчиком. Однако выбранный контрагент обязан соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. Например, если на этапе закупки были определены дополнительные требования согласно ч. 2 или ч. 2.1 ст. 31 Закона №44-ФЗ, контрагент должен их соблюсти. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 93 Закона №44-ФЗ, где указано, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о закупке.
Эти положения также поддерживаются Правилами согласования с контрольным органом, утвержденными Постановлением Правительства №961 от 30 июня 2020 года. При обращении в контрольный орган заказчик обязан приложить к обращению документы и информацию, предусмотренные извещением для заявки на участие в закупке (подп. "е" п. 7 и п. 8 Правил №961). Если предоставленная информация не соответствует условиям извещения, контрольный орган вправе отказать в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подп. "ж" и "з" п. 13 Правил №961).
Так как в данном случае отсутствует заявка участника, с которым заключается контракт, заказчик не может использовать ее данные для включения предложений по характеристикам товара или цене. Контрагент предоставляет эту информацию напрямую заказчику, при этом характеристики товара должны соответствовать требованиям извещения, а цена не может превышать НМЦК (начальную сумму единичных цен товаров, работ или услуг).
Контрагент обязан разместить информацию о себе в ЕИС.
Это требование закреплено в подпункте "а" п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Также, согласно пятому абзацу подпункта "а" п. 9 Правил №961, данные о контрагенте, которые заказчик включает в обращение для согласования контракта, автоматически формируются на основе сведений из единого реестра участников закупок.
Для того чтобы контрагент был включен в этот реестр, ему необходимо выполнить следующие шаги:
- получить усиленную электронную подпись (ст. 5 Закона №44-ФЗ);
- зарегистрироваться в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 Закона №44-ФЗ). После успешной регистрации информация о контрагенте автоматически передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации в ЕИС и ведения реестра участников закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. №60.
Заказчик отправляет обращение в контрольный орган для согласования заключения контракта с выбранным контрагентом.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2020 г. №961, если электронный конкурс или аукцион признан несостоявшимся из-за отсутствия соответствующих заявок, заключение контракта с единственным поставщиком должно быть согласовано с контрольным органом, если НМЦК превышает 1 тысячу рублей — фактически, это требуется почти во всех случаях.
Однако согласование с контрольным органом не требуется при заключении контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшегося электронного запроса котировок. Об этом также указано в письме Минфина России от 14 февраля 2022 г. №24-01-09/10138, пункт 5.2.
Заключение контракта без предварительного согласования, если это требуется по закону, является административным правонарушением по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, с наложением штрафа на должностное лицо в размере 30 тысяч рублей.
После направления обращения в контрольный орган заказчик вправе отправить проект контракта на подпись контрагенту. Контрагент может подписать его, не ожидая решения от контрольного органа. Однако заказчик имеет право подписать контракт только после получения одобрения контрольного органа, как указано в письме Минфина России от 18 марта 2021 г. №24-04-07/19432.
Часть 7 статьи 93 Закона №44-ФЗ уточняет, какие контрольные органы отвечают за согласование контрактов:
- для федеральных нужд это осуществляет федеральный контрольный орган по закупкам (ФАС России);
- для нужд субъектов РФ – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
- – для муниципальных нужд – орган местного самоуправления, ответственный за контроль в сфере закупок.
Процесс согласования регулируется частями 8–11 статьи 93 Закона №44-ФЗ, а также Правилами №961.
Обращение в контрольный орган оформляется по установленной форме, согласно приложению к Правилам №961, и должно включать следующие сведения:
- данные о заказчике (они автоматически генерируются на основании информации из реестра участников бюджетного процесса и реестра юридических лиц, не являющихся участниками этого процесса) (п.4 Правил №961);
- информация из закупочной документации, включая ИКЗ, наименование объекта закупки, начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и её максимальные значения, либо формулу расчёта цены (подпункты “а” – “в” п.5 Правил №961);
- – код, подтверждающий признание закупки несостоявшейся (этот код формируется автоматически на основании данных из протокола, размещённого в ЕИС) (подпункт “д” п.5 Правил №961);
- – сведения о единственном поставщике, автоматически генерируемые из единого реестра участников закупок (п.6 Правил №961).
К приложению прилагаются:
- информация и копии документов, указанных в извещении о закупке, которые требуются для подачи заявки на участие, за исключением бумаг, подтверждающих обеспечение заявки;
- ценовое предложение (сумма цен за единицу товара, работы или услуги, в случае предусмотренном ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ) — в случае проведения электронного аукциона (п.8, п.9 Правил №961).
Обращение формируется в ЕИС и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, представляющего заказчика. Заказчик должен направить его в контрольный орган в течение 5 рабочих дней после того, как в ЕИС размещён протокол о признании закупки несостоявшейся (ч.6 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Контрольный орган рассматривает обращение о согласовании в течение 10 рабочих дней с момента его поступления.
По итогам анализа обращения и проведения внеплановой проверки он принимает решение о согласовании или отказе в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).
При положительном решении контрольный орган размещает информацию в ЕИС и уведомляет заказчика о публикации (подпункт “в” п.11 Правил №961).
Контрольный орган может согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о необходимости внесения изменений в его проект (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В таком случае заказчик вносит необходимые корректировки и направляет обновлённый проект контрагенту, с которым планируется заключение контракта (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Отказ в согласовании может быть выдан по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. Если заказчик получает отказ, ему следует внести изменения в план-график и провести новую закупку в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).
При получении согласия контрольного органа заказчик приступает к заключению контракта с выбранным контрагентом. Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ, до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком может быть оформлен без применения ЕИС и электронной площадки.
В своем письме от 18.03.2021 №24-04-07/19432 Минфин России разъясняет порядок заключения контракта в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, если требуется согласование с контрольным органом, следующим образом:
- Заказчик направляет проект контракта участнику закупки без своей подписи до получения согласования;
- Участник имеет право подписать проект контракта независимо от того, получил ли заказчик решение о согласовании;
- Заказчик подписывает контракт только после получения согласия, в срок, указанный в п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Согласно ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ при заключении контракта должны соблюдаться определенные сроки:
- Срок для подписания контракта заказчиком начинается на следующий день после получения решения о согласовании (п.1 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ);
- Заключение контракта невозможно до выполнения предписания, выданного контрольным органом по итогам внеплановой проверки (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ);
- Контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола о признании определения контрагента несостоявшимся и не позднее 20 дней с момента получения заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения данного решения недопустимо (п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контракт заключается после несостоявшегося электронного запроса котировок, основания для изменения сроков в связи с согласованием отсутствуют. В таком случае сроки заключения контракта отсчитываются с даты размещения протокола о признании закупки несостоявшейся в ЕИС.
Заказчик обязан представить данные о заключении контракта в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с момента его подписания (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
В заключение необходимо подчеркнуть, что ситуация, когда закупка не состоялась из-за отсутствия заявок, требует от заказчика внимательного и обдуманного подхода. Это не только вопрос соблюдения законодательства, но и возможность пересмотреть свои стратегии в области закупок.
Заказчику важно оперативно реагировать на подобные ситуации, следуя установленным процедурам, чтобы минимизировать риски и избежать возможных негативных последствий.
Кроме того, заказчику следует тщательно следить за соблюдением всех сроков и требований, установленных Законом №44-ФЗ. Если согласование не было получено, необходимо внести изменения в план-график и рассмотреть возможность повторной закупки.
Таким образом, правильные действия заказчика в таких ситуациях не только способствуют выполнению обязательств, но и создают основу для дальнейшего успешного взаимодействия на рынке.
